01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 60
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
18 Августа • Кызыл – Черемушки
День 60
Шестидесятый день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы в 55-ом по счёту регионе нашей страны. Мы в центре Азии, мы – в Туве. Правда, тувинские достопримечательности с запада этой республики, одного из самых долгое время закрытых уголков Тувы, мы посмотрели накануне, так что сегодня мы продолжаем наше путешествие и отправляемся на север – покинем Туву и вернемся снова в Красноярский край и Хакасию, таким образом завершив наше «саянское кольцо».
Каждый, кто попадает в Туву, обязательно выходит на берег Енисея в центре города – тут расположен символический «центр Азии». А мы оставим эту площадку непритязательным туристам и молодоженам. Тем более, что географически центр Азии находится к северу от этого места в 25 километрах. Но добраться туда просто так не представляется возможным, так что, ради успеха туристической индустрии, центр Азии передвинули в сам город.
А мы отправимся по нашему маршруту, и первой достопримечательностью на нем станет Усинский тракт. Да, целая дорога, протяженностью в 390 километров. Её значение для Тувы переоценить сложно, поскольку долгое время, вплоть до 60-х годов XIX века, никаких связей между Тувой и Россией, а значит и с западным миром, не было в принципе. Однако, в связи с ростом торговых отношений, не только с Тувой, но и с Монголией, какие-то караваны начали ходить.
Было решено проложить обозную дорогу, то есть предназначенную для телег. Это было сделано в период с 1911 по 1917 годы. Строили всем миром, в прямом смысле слова – были и вольнонаемные рабочие, добровольцы, строили местные крестьяне, строили наемные, строили политические, строили уголовники. Было использовано несметное количество динамита – куча людей полегла, но в результате, буквально руками, при помощи кирки и лопаты, была построена та ниточка, которая впервые связала Туву с севером, с Сибирью, с Европой.
Следующий этап реконструкции дороги пришелся на 32-й год. И опять же, не обошлось без монголов, которым СССР тогда помогал строить социализм. Параллельно, кстати, ровно в это же время на Алтае реконструировали и Чуйский тракт. Кроме того, самостоятельную тогда Тувинскую Народную Республику нужно было привязать поплотнее к СССР. Таким образом, Монголию с СССР связали уже две дороги – Чуйский и Усинский тракт. Однако дорога все равно оставляла желать лучшего. Только к концу XX века она была заасфальтирована. Годом рождения дороги в современном ее понимании считается 1996 год. Вот такая сложная долгая судьба длиною в 100 лет у этой магистрали, которая имеет не только торговое, но и геополитическое значение. Но и кроме того, как иначе мы бы попадали в Туву, чтобы посмотреть на все её красоты.
Сейчас, по-прежнему, дорожное сообщение с Тувой оставляет желать лучшего, ведь сюда ведут всего две дороги – А161, по которой мы приехали, и М54, кусок трассы Енисей, по которой мы отсюда уезжаем. Усинский тракт приведёт нас Минусинск, а оттуда по берегу Енисея через Шушенское, мы отправимся в Черемушки, где находится Саяно-Шушенская ГЭС.
Наверняка у некоторых возникнет вопрос, почему мы включили Саяно-Шушенскую ГЭС в список сокровенных достопримечательностей, которые мы пытаемся открывать для себя и для многих в ходе нашего путешествия. Ведь, пожалуй, это самый известный гидротехнический объект в России и один из самых известных в мире. Если говорить о мощности Саяно-Шушенской, то это самая мощная ГЭС в России, а если говорить о размерах арочно-гравитационной платины, то она крупнейшая в мире. Из этого бетона можно выложить четырехполосный автобан от Калининграда до Владивостока или дорожку, шириной 12 см, от Земли до Луны.
Но мы приехали на Саяно-Шушенскую ГЭС вовсе не для того, чтобы напомнить вам о её циклопических размерах и ещё раз вспомнить тех людей, которые возводили этот уникальный объект в очень непростых климатических условиях Сибири. Мы оказались здесь сразу после 17 августа, а здесь в эти дни каждый год вспоминают тех, кто 17 августа 2009 года ценой собственной жизни не позволил страшной аварии, самой крупной в истории российской гидроэнергетики, развиться до состояния техногенного катаклизма.
Когда 17 августа 2009 года произошло разрушение второй турбины, второго генератора, когда вода хлынула в машинный зал, и стало понятно что ещё чуть-чуть и посёлок Черемушки и многие деревни и посёлки ниже по Енисею могут быть просто затоплены, люди буквально вручную закрывали огромные заслонки обесточенной станции для того, чтобы не дать воде разгуляться. Они смогли остановить стихию. До сих пор еще в машинном зале идут ремонтно-восстановительные работы. Но они будут закончены к концу этого года.
Так что, если окажетесь на смотровой площадке Саяно-Шушенской ГЭС, то обратите внимание не только на памятник, который запечатлел первостроителей этого гиганта, но и вспомните о тех, кто дал возможность этому гиганту и ещё десяткам городов и посёлков по Енисею сохраниться.
А мы едем дальше. Мы продолжаем наше путешествие по Красноярскому краю и едем на его северо-восток.