01.09.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 66
SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны.
Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.
24 Августа • Тарбагатай
День 66
Шестьдесят шестой день путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA». Мы в Забайкалье. Мы в Бурятии, в центре российского буддизма. Всем известен Иволгинский дацан – главное ритуальное сооружение для всех буддистов Российской Федерации. Но мы поехали за 35 км к востоку от Улан-Удэ в другой, Ацагатский дацан. И дело не в том, что мы пытаемся поддерживать какую-то одну из, так скажем, дискутирующих сторон в буддийской среде – у Иволгинского и Ацагатского дацанов разное «подчинение». Нет, отнюдь. Просто мы хотели обратить внимание на это место, как имеющее непосредственное отношение не только к буддизму, но и к российской истории.
Изначально Ацагатский дацан находился в 5 км от трассы, в степи. В богоборческие времена храм был уничтожен, и потом, уже в 91-м году, дацан был восстановлен, причём не без участия самого Далай-ламы. Местные священники выбрали четыре места предполагаемого возрождения дацана, и Далай-лама выбрал одно из них. Более того, после возведения дацана Далай-Лама приезжал сюда и присутствовал на одном из богослужений. Его «трон» стоит на том же месте и почитается, как святыня.
Собственно почему так важно было возродить Ацагатский дацан? Дело в том, что он связан с человеком, который внёс, возможно, ключевой вклад в становление отношений между Тибетом и Российской империей, между Тибетом и западным миром. Это человек, который имел практически неограниченное влияние на Далай-ламу. Он был премьер-министром тибетского правительства, занимался протоколом и, естественно, имел доступ практически ко всем тайнам, всей секретной информации, которой располагали тибетские ламы. В частности, речь идёт о знаменитом атласе тибетской медицины, который он сумел вывезти в Россию. Говорят, не совсем легально.
Много общался с Николаем Вторым, а потом – с Лениным и Луначарским.
Агван Доржиев – человек, которого весь буддийский мир знает как политика, философа, дипломата, и человека, который первым сумел сделать Тибет немножко светским. После революции Агван Доржиев вынужден был эмигрировать, но потом вернулся. Он был свято уверен в том, что он, как официальный представитель Тибета, может быть полезен и новой, уже советской власти. Ну а идеи буддизма, в общем то, светлые, и отнюдь не противоречат, в определённой своей части, коммунистической морали. Однако, проработал он здесь не долго и уже в 37-м году, как и многие другие служители культа, несмотря на свой статус и мировую известность, был репрессирован, посажен в Улан-Удинскую тюрьму и в ней же расстрелян. Последние несколько лет он провёл в небольшом, скромном домике, который только в 91-ом году, когда основывали новый Ацагатский дацан, был сюда бережно перевезен. Теперь здесь музей.
Но Бурятия — это не только буддисты, хотя, безусловно, прежде всего этот народ у нас ассоциируется именно с этим вероисповеданием. Это еще и шаманизм, который тоже прочно здесь укрепился, причем еще до пришествия сюда буддистов. Но в Бурятии еще очень много и староверов. Они попали сюда в XVIII веке, причем попали сюда, скажем так, добровольно-принудительно, когда целыми семьями переселялись из западных районов тогдашней Российской империи, в частности из Литвы, Белоруссии, Украины, для того, чтобы поднимать эти края, начинать организовывать сельскохозяйственное производство, ведь степняки никогда ничего не сеяли и не пахали. Удивительно, но в этих суровых условиях, когда летом +40, а зимой -40, когда почвы песчаные, абсолютно не приспособленные для того, чтобы в них что-то росло, староверам удалось не только основать собственные села, но и действительно наладить, как сегодня бы сказали, высокоэффективное сельское хозяйство.
Сейчас мы едем к тем, чьи предки сначала спасались от гонений обновленной церкви – скрывались в лесах и болотах, а затем честно и верно служили Отечеству. Мы едем к тем, чьи предки переселились сюда 250 лет назад, и с тех пор стали неотъемлемой частью этой новой для них земли, обретя здесь малую Родину.
Забайкальские староверы переселились сюда из Польши, Украины, Литвы, нынешних территорий Белоруссии 250 лет назад. Согласитесь, это достаточный срок для того чтобы ассимилироваться и полностью утерять свою самобытность. Но произошло совершенно обратное. Семейские, как они сами себя называют, не просто сумели сохраниться, а сумели добиться того, причём сами на этом не настаивая, чтобы их культура была включена в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Это все достояние не только конкретной группы людей, не только Бурятии и Российской Федерации, но и всего мира. Каждая семейская деревня сегодня – это маленький музей. Многие здания сохранились, причем они поддерживаются в потрясающем состоянии, а домам между тем, насчитывают по 200 лет. Ну что-то, конечно, теряет своих хозяев, что-то уходит.
Отец Сергий, человек, который построил местный храм, и который в нем исправно служит, собирает сейчас все, что можно спасти, формируя музейный комплекс, который в точности воссоздает быт забайкальских староверов 100-150-летней давности, включая орудия труда, ритуальные принадлежности и, конечно, уникальные костюмы, которые вобрали в себя элементы многих культур. Ведь Забайкальские старообрядцы прежде чем попасть сюда, прошли сложный путь: из Подмосковья через запад России, потом через север и уже сюда, в Сибирь.
Музей, созданный отцом Сергием, вызывает добрую, неподдельную зависть даже коллег из федеральных музеев, из республиканского центра. Так что эта коллекция, право, достойна того, чтобы с ней познакомиться. Ну а тот музейный комплекс, что сейчас выстраивается, надеюсь, уже в будущем году будет доведен отцом Сергием до состояния совершенства…
Не стоит слушать россказни про то, что староверы — это люди закрытые, замкнутые, что они выбрасывают посуду после того, как из нее поедят гости, про то, что они не читают газет, не слушают радио, не смотрят телевизор – все это полная ерунда! Эти люди максимально открыты, отзывчивы и всегда рады гостям, которые искренне интересуются их культурой, обычаями, традициями и историей. Так что если вы будете ехать по трассе М55, не стоит проезжать через Тарбагатай транзитом, обязательно спуститесь в центр села, познайте и откройте для себя удивительную культуру наших предков, которые сумели сохранить свои традиции, обычаи и самое главное – веру. Ориентир – церковь, и рядом музейный комплекс.
Но а мы едем дальше, нас ждёт Забайкальский край.