05.10.2016 АВТОМАРАФОН "СОКРОВЕННАЯ РОССИЯ: 35 000 КМ ВМЕСТЕ СО SKODA": ДЕНЬ 67

SKODA AUTO совместно с продюсерской компанией LAV Productions и Русским географическим обществом проводит автомарафон «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» по дорогам нашей страны. 

Участники автомарафона ведут онлайн-дневник экспедиции на сайте www.skoda35000km.ru.

 

25 Августа • Петровск-Забайкальский

День 67

Шестьдесят седьмой день нашего марафонского путешествия «Сокровенная Россия: 35 000 километров открытий со SKODA» мы начинаем на границе Бурятии и Забайкальского края. Мы обязательно заедем в город Петровск-Забайкальский, известный раньше как Петровский Завод. Именно здесь отбывал своё наказание 161 декабрист, именно про эти места Пушкин писал: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…». Места эти действительно суровые. Про историю декабристов и их появление здесь, про их жизнь, про их жён – тех 10 замечательных бесстрашных женщин, которые приехали сюда вслед за ними, можно рассказывать бесконечно.

 

А вот сам Петровский завод тут уже вспоминают все реже. Предприятие, которое когда-то было оплотом отечественной металлургии XIX-XX века, сегодня закрыто. Оно прекратило свое существование. Возможно, отчасти виной тому устаревший производственный цикл, ведь Петровский завод был знаменит тем, что здесь делали с металлом все: от литья до токарного станка, до готовой детали. И вот эта непрерывная цепочка замкнутого цикла осталась здесь практически до конца, когда уже вся остальная промышленность жила по принципу специализации. К тому же уж больно далеко находился Петровский Завод от центров серьезной доработки, от потребителей.

 

 

Но когда здесь были декабристы, все было по-другому – близко было сырье, близко были рудники. О тех временах напоминает сегодня дом Екатерины Трубецкой, который она сама заказала в Чите, уже зная о том, что мужа переведут сюда. Интересно, что несмотря на то, что дом был построен по её заказу, для неё самой он, наверное, казался сараем, ведь она была воспитана в хоромах, где пол был выстлан мрамором, взятым из дворца римского императора Нерона.

 

Но так или иначе, оказавшись здесь, эти бесстрашные женщины признавались, что лучше бы в детстве их учили ощипывать кур, а не танцевать. Однако дом Трубецкой, где сейчас находится Музей декабристов, известен всем. Он является основной достопримечательностью Петровск-Забайкальского, наравне с некрополем, где лежат многие декабристы, не дожившие до реабилитации, лежат дети, родившиеся здесь и, увы, не выжившие.

 

 

Сохранилась и малая часть изгороди острога – и это почти все, что материализует для туриста память о декабристах. Увы, мало кто обращает внимание на ещё одно уцелевшее строение в тех пор. Это дом декабриста Ивана Ивановича Горбачевского, вернее дом, в котором декабрист жил после того, как в 1839 году покинул стены острога. В отличие от большинства своих соратников по делу, Иван Иванович Горбачевский никогда не знал дворцов, роскоши, больших денег. Он никогда не входил в элиту. Отпрыск бедного витебского дворянина добился всего своими силами, своими знаниями, своим усердием. Приехал в Питер, поступил в юнкерское училище, но вместе с тем, он, как никто другой имел право называть себя настоящим борцом за новую жизнь, в частности, за освобождение крестьян. Поскольку, в отличие от других декабристов, гораздо более состоятельных, входивших в элиту и представляющих из себя настоящую золотую молодёжь, они с отцом и братом после смерти матери отпустили всех своих крестьян, дали им вольную.

 

В 1839 году декабристы получили возможность покинуть Петровский Завод. Это не означало, что они могут вернуться в Санкт-Петербург или Москву, но, по крайней мере, они могли рассчитывать уже не на каторгу, а на ссылку – то есть жить почти как вольные люди, переехать на новое предписанное место жительства – скажем, в Тобольск, Иркутск. Горбачевский решил остаться здесь. Тому было несколько причин. Одна из них – он говорил, что не умеет заниматься сельским хозяйством, и работать на Петровском заводе ему гораздо комфортнее, чтобы хоть как-то обеспечивать свою жизнь. Но в реальности он прирос.

 

Он собрал большую библиотеку и продолжил то дело, которое начинали декабристы вместе – он продолжал учить местных детей, в том числе представителей простых, низших сословий. Когда эти дети начинали поступать в высшие учебные заведения, приемные комиссии были в шоке от уровня их знаний, но когда эти дети говорили, кто их учил, все становилось ясно. Горбачевский был один из тех, кто начинал это дело и единственный, кто его продолжил. Поэтому и появление публичной библиотеки здесь, в Петровском Заводе, и появление полноценной школы – это прежде всего заслуга Горбачевского.

 

Ещё он пытался заниматься здесь предпринимательством. Удивительно – возил уголь, дрова, пытался варить мыло, но всё безуспешно. И когда ему говорили: «Найми рабочих, используй чужой труд, чтобы приумножать свой капитал. Пусть тебе помогают хотя бы за деньги». Он говорил: «Нет. Ну как можно! Я должен все делать сам». Вот такой был идеалист. Вот такая была философия у человека. С ней он и ушел из жизни в простой избе. Случилось это в 1869 году, и с тех пор дом и стоит, правда, он претерпел некую реставрацию. А сама улица получила имя Ивана Горбачевского.

 

 

 

Будете в Петровском Заводе, пусть и проездом, пожалуйста, посетите не только дом Трубецкой, не только музей, но и не поленитесь проехать буквально 400 метров, чтобы попасть сюда. Кстати, в 2017 году здесь обещают открыть отдельную экспозицию, посвященную Ивану Ивановичу. А мы едем дальше по следам декабристов. Нас ждёт Нерчинск.



Комментарии

comment_form