31.10.2018 Жемчужина музея SKODA: роскошная восьмицилиндровая SKODA 860 засияла новым блеском
ŠKODA 860 наглядно демонстрирует высокий уровень компетенций инженеров чешского бренда в довоенный период. Легковые автомобили с восьмицилиндровыми рядными двигателями были популярны в первой половине 20-го века прежде всего из-за плавности работы. Конструкторы из Млада-Болеслава создали ŠKODA 860, используя технологии, разработанные в 1907 году для модели Laurin & Klement FF, возможно, первой машины в Центральной Европе с рядным восьмицилиндровым двигателем. Для уменьшения уровня вибраций инженеры использовали в конструкции мотора целых девять подшипников в качестве опор коленчатого вала и так называемый демпфер Ланчестера. Эластичность четырехтактного бензинового двигателя рабочим объемом 3 880 см3 впечатляет даже сегодня: автомобиль длиной 5,5 м мог ускоряться с пешеходной скорости до максимальных 110 км/ч на высшей третьей передаче. Тормозная система с вакуумным усилителем также была выдающимся новшеством для того времени.
ŠKODA 860 в коллекции музея – единственный уцелевший кабриолет серии. На протяжении последних двух лет компания вела работы по реставрации уникального экземпляра, стараясь максимально приблизиться к его изначальному облику. Мастера обновили краску, обивку крыши и сидений, а также провели ремонт кузова и деревянных деталей. Сегодня этот образец находится в полностью рабочем состоянии и входит в постоянную экспозицию музея ŠKODA в Млада-Болеславе.
Инновационное для 1930-х годов оснащение ŠKODA 860 включало в себя измеритель уровня уклона на приборной панели, ставший прообразом современного индикатора оптимального момента переключения передач. При спуске или подъеме он давал водителю рекомендацию заранее включить пониженную передачу, а при возвращении на горизонтальную поверхность напоминал о необходимости переключения на более высокую. Еще одна особенность модели – стеклянная перегородка, которая обеспечивала приватность задним пассажирам. Уже в те годы автомобили ŠKODA могли похвастаться более просторным салоном по сравнению с конкурентами. На заднем сиденье с комфортом размещались трое взрослых, а большое пространство для ног позволяло установить еще два складных сидения. Высокий уровень комфорта обеспечивали система обогрева пола, подлокотники, подставки для ног, а также прикуриватель и боковые шторки.
ŠKODA 860 дебютировала 23 октября 1929 на автосалоне в Праге. Она стала самой технологичной моделью бренда на тот момент. Первая цифра в обозначении автомобилей ŠKODA тех лет говорила о количестве цилиндров, а последние две – о номинальной мощности. Так, базовая ŠKODA 422 имела четырехцилиндровый двигатель мощностью 22 л.с. (16 кВт), а восьмицилиндровый силовой агрегат ŠKODA 860 развивал 60 л.с. (44 кВт) при 3 000 об/мин. Автомобиль был построен на шасси с мощной рамой, оснащенном длинными листовыми рессорами с гидравлическими амортизаторами на обеих осях. Ходовая часть ŠKODA 860 весила 1 460 кг, а общий вес вместе с кузовом составлял около двух тонн. К лету 1931 года было выпущено 49 шасси. Последние два получили кузова весной 1933 года. Несмотря на высокое качество оснащения и впечатляющие характеристики двигателя, из-за кризиса в экономике ŠKODA 860 не пользовалась большой популярностью. Модель с закрытым кузовом стоила от 125 000 крон, версия кабриолет оценивалась в 140 000 крон. Кроме того, ŠKODA предлагала и так называемые фальш-кабриолеты (Faux Cabriolet), жесткая крыша которых выглядела как откидная. Состоятельные клиенты отдельно заказывали кузов для автомобиля в специализированных ателье – например, в пражском J.O.Jech или в Theodor Petera из Врхлаби. Последнее находилось там, где сейчас располагается один из заводов ŠKODA AUTO.
Уникальная модель с открытым верхом была демонстрационным автомобилем и поступила в музей ŠKODA в 1998 году. К настоящему времени сохранилось очень немного моделей ŠKODA 860, среди которых есть один пожарный автомобиль и один фальш-кабриолет.