10.04.2020 Малоизвестные модели в 125-летней истории SKODA AUTO: грузовики и автобусы Сerna Hora-Montenegro

Одним из ключевых секретов успеха Laurin & Klement всегда было умение предложить своим клиентам необычные решения «под ключ». Это касалось и коммерческих автомобилей, которые в начале XX века стала производить компания, основанная в 1895 году Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином как мастерская по ремонту и изготовлению велосипедов. Уже к 1907 году L&K стала одним из крупнейших автопроизводителей в Австро-Венгрии, империи, частью которой тогда являлась Чехия, а 70% продукции компании отправлялось на экспорт.

Именно поэтому Лаурин и Клемент не удивились, когда получили столь необычный запрос из Черногории: княжество искало подходящие автомобили для транспортировки грузов и пассажиров по почтовым маршрутам из Подгорицы в Цетине, Никшич и Плавницу (территория современной Словакии), а также из Цетине в порт Котор на побережье Адриатического моря. Победитель тендера получал эксклюзивный контракт на поставку автомобилей в течение следующих 15 лет на всю территорию княжества. Помимо Laurin & Klement, в конкурсе приняло участие несколько итальянских автопроизводителей.

В том, насколько непростой была задача, генеральный директор L&K Вацлав Клемент убедился лично во время визита в Черногорию: узкие горные дорожки, соединяющие удаленные районы княжества, изобиловали крутыми спусками и подъемами, а также невероятно сложными поворотами. Эти живописные маршруты требовали автомобилей особой конструкции.

Для основы новой модели Cerna Hora-Montenegro в компании выбрали L&K Type E – легкий коммерческий грузопассажирский автомобиль, который выпускался в Млада-Болеславе с 1906 года. В разработке специальной «горной» серии ключевую роль сыграл молодой и талантливый конструктор Франтишек Кец (Franti
sek Kec), которому в то время было всего 25 лет. Уникальный проект требовал нестандартных технических решений – прежде всего это касалось ограничений по габаритам. Так, передняя часть рамы Type E была заужена до 700 мм, в результате ширина передней колеи составляла всего 1 300 мм. Это позволило обеспечить большой угол поворота колес, благодаря которому будущие автобусы и грузовики могли вписаться в узкие крутые повороты в один прием, без необходимости сдавать назад. Не менее важной характеристикой была невероятно маленькая колесная база в 2 210 мм. Передний свес составлял 450 мм, а задний – 1 030 мм.

Компактные габариты Type E также потребовали поиска инновационных решений по использованию пространства салона, поскольку классическая в то время компоновка с двигателем в передней части и водителем позади при общей длине 3,69 метра оставляла очень мало места для размещения груза и пассажиров. Решением задачи стала необычная компоновка, которая используется и сегодня: водительское сиденье расположилось над двигателем. Несмотря на то, что сиденья водителя и переднего пассажира были на уровне 1,68 м над дорогой, а высота самого автомобиля составляла 2,82 м, такая компоновка не препятствовала безопасной эксплуатации автомобиля и его устойчивости, поскольку на почтовых маршрутах Черногории не было низких тоннелей, а скорость движения не превышала 20-30 км/ч.

Автомобиль оснащался прогрессивным по тем временам четырехцилиндровым двигателем объемом 4 652 см3 и мощностью 35 л.с. (25,7 кВт). Впускные и выпускные клапаны располагались друг напротив друга в Т-образной головке блока цилиндров, что требовало использование второго распределительного вала. Благодаря производительному радиатору с вентилятором, принудительной циркуляции охлаждающей жидкости и моторного масла продольно установленный двигатель хорошо справлялся с работой в непростых горных условиях. Сцепление было коническим, в качестве фрикционов использовалась натуральная кожа. Коробка передач имела четыре ступени. В конструкции заднего моста был предусмотрен дифференциал, а вращение от полуосей на колеса осуществлялось с помощью двух цепей: такое решение было оправданно в условиях постоянной тряски.
Колеса были изготовлены из дерева и имели цельные резиновые шины, то есть не боялись проколов от острых камней.

Автомобили L&K на базе Type E обладали впечатляющими качествами, и в июле 1908 года компания подписала контракт с Министерством внутренних дел Черногории. Месяцем ранее на заводе в Млада-Болеславе началось производство шести автобусов, одного грузовика с открытой платформой и двух фургонов на основе Type E. Эти автомобили были готовы к ноябрю 1908 года. Пассажирские версии вмещали пять пассажиров, которые располагались в отдельном закрытом салоне с двумя дверьми и четырьмя окнами. В задней части автомобиля было отделение объемом 1,3 м3 для почты. Кроме того, существовала версия с продольными лавками, она вмещала до двенадцати человек.

Фургоны имели грузовое отделение объемом 4,8 м3 и грузоподъемность до 900 кг. Дополнительно для них предлагался двухосный прицеп с брезентовым верхом грузоподъемостью 1 500 кг, оснащенный собственной тормозной системой, что особенно было важно при эксплуатации в горах.

В январе 1909 года специальная серия автомобилей Laurin & Klement успешно прошла испытания в Черногории. Весной того же года автомобили начали работать на всех четырех маршрутах. Последний экземпляр из «почтовой» партии – грузовик с открытым кузовом, – прибыл в Цетине, тогдашнюю столицу Черногории, летом 1909 года. Принц Никола I, будущий король страны, был так доволен надежностью и невероятной практичностью автомобилей L&K, что даже наградил некоторых водителей серебряными медалями. А молодой компании из Богемии этот заказ позволил существенно укрепить репутацию на международном рынке.

Созданные на заказ автомобили Laurin & Klement использовались в княжестве в гражданских целях вплоть до 1912 года, а затем они были приспособлены для нужд армии Черногории и Красного креста во время Первой Балканской войны, продолжавшейся до 1913 года. После этого автомобили вновь были переданы почтовой службе и выполняли рейсы по новым маршрутам до января 1916 года, когда в ходе Первой мировой войны Австро-Венгрия вторглась на территорию Черногории и других стран Балканского полуострова. Насколько известно сегодня, ни один из автобусов, фургонов и грузовиков серии Cerna Hora-Montenegro не сохранился до наших дней.



Комментарии

comment_form