10.04.2020 Малоизвестные модели в 125-летней истории SKODA AUTO: грузовики и автобусы Сerna Hora-Montenegro
Одним из ключевых секретов успеха
Laurin & Klement всегда было умение предложить своим клиентам необычные
решения «под ключ». Это касалось и коммерческих автомобилей, которые в начале
XX века стала производить компания, основанная в 1895 году Вацлавом Клементом и
Вацлавом Лаурином как мастерская по ремонту и изготовлению велосипедов. Уже к
1907 году L&K стала одним из крупнейших автопроизводителей в
Австро-Венгрии, империи, частью которой тогда являлась Чехия, а 70% продукции
компании отправлялось на экспорт.
Именно поэтому Лаурин и Клемент не удивились,
когда получили столь необычный запрос из Черногории: княжество искало
подходящие автомобили для транспортировки грузов и пассажиров по почтовым
маршрутам из Подгорицы в Цетине, Никшич и Плавницу (территория современной
Словакии), а также из Цетине в порт Котор на побережье Адриатического моря.
Победитель тендера получал эксклюзивный контракт на поставку автомобилей в
течение следующих 15 лет на всю территорию княжества. Помимо Laurin &
Klement, в конкурсе приняло участие несколько итальянских автопроизводителей.
В том, насколько непростой была задача,
генеральный директор L&K Вацлав Клемент убедился лично во время визита в
Черногорию: узкие горные дорожки, соединяющие удаленные районы княжества,
изобиловали крутыми спусками и подъемами, а также невероятно сложными
поворотами. Эти живописные маршруты требовали автомобилей особой конструкции.
Для основы новой модели Cerna Hora-Montenegro в
компании выбрали L&K Type E – легкий коммерческий грузопассажирский
автомобиль, который выпускался в Млада-Болеславе с 1906 года. В разработке
специальной «горной» серии ключевую роль сыграл молодой и талантливый
конструктор Франтишек Кец (Frantisek Kec), которому в то время было всего 25 лет.
Уникальный проект требовал нестандартных технических решений – прежде всего это
касалось ограничений по габаритам. Так, передняя часть рамы Type E была заужена
до 700 мм, в результате ширина передней колеи составляла всего 1 300 мм. Это позволило
обеспечить большой угол поворота колес, благодаря которому будущие автобусы и
грузовики могли вписаться в узкие крутые повороты в один прием, без
необходимости сдавать назад. Не менее важной характеристикой была невероятно
маленькая колесная база в 2 210 мм. Передний свес составлял 450 мм, а задний –
1 030 мм.
Компактные габариты Type E также потребовали
поиска инновационных решений по использованию пространства салона, поскольку
классическая в то время компоновка с двигателем в передней части и водителем
позади при общей длине 3,69 метра оставляла очень мало места для размещения
груза и пассажиров. Решением задачи стала необычная компоновка, которая
используется и сегодня: водительское сиденье расположилось над двигателем.
Несмотря на то, что сиденья водителя и переднего пассажира были на уровне 1,68
м над дорогой, а высота самого автомобиля составляла 2,82 м, такая компоновка
не препятствовала безопасной эксплуатации автомобиля и его устойчивости,
поскольку на почтовых маршрутах Черногории не было низких тоннелей, а скорость
движения не превышала 20-30 км/ч.
Автомобиль оснащался прогрессивным по тем
временам четырехцилиндровым двигателем объемом 4 652 см3 и мощностью 35 л.с.
(25,7 кВт). Впускные и выпускные клапаны располагались друг напротив друга в
Т-образной головке блока цилиндров, что требовало использование второго
распределительного вала. Благодаря производительному радиатору с вентилятором,
принудительной циркуляции охлаждающей жидкости и моторного масла продольно
установленный двигатель хорошо справлялся с работой в непростых горных
условиях. Сцепление было коническим, в качестве фрикционов использовалась
натуральная кожа. Коробка передач имела четыре ступени. В конструкции заднего
моста был предусмотрен дифференциал, а вращение от полуосей на колеса
осуществлялось с помощью двух цепей: такое решение было оправданно в условиях
постоянной тряски.
Колеса были изготовлены из дерева и имели
цельные резиновые шины, то есть не боялись проколов от острых камней.
Автомобили L&K на базе Type E обладали
впечатляющими качествами, и в июле 1908 года компания подписала контракт с
Министерством внутренних дел Черногории. Месяцем ранее на заводе в
Млада-Болеславе началось производство шести автобусов, одного грузовика с
открытой платформой и двух фургонов на основе Type E. Эти автомобили были
готовы к ноябрю 1908 года. Пассажирские версии вмещали пять пассажиров, которые
располагались в отдельном закрытом салоне с двумя дверьми и четырьмя окнами. В
задней части автомобиля было отделение объемом 1,3 м3 для почты. Кроме того,
существовала версия с продольными лавками, она вмещала до двенадцати человек.
Фургоны имели грузовое отделение объемом 4,8 м3
и грузоподъемность до 900 кг. Дополнительно для них предлагался двухосный
прицеп с брезентовым верхом грузоподъемостью 1 500 кг, оснащенный собственной
тормозной системой, что особенно было важно при эксплуатации в горах.
В январе 1909 года специальная серия автомобилей
Laurin & Klement успешно прошла испытания в Черногории. Весной того же года
автомобили начали работать на всех четырех маршрутах. Последний экземпляр из
«почтовой» партии – грузовик с открытым кузовом, – прибыл в Цетине, тогдашнюю
столицу Черногории, летом 1909 года. Принц Никола I, будущий король страны, был
так доволен надежностью и невероятной практичностью автомобилей L&K, что
даже наградил некоторых водителей серебряными медалями. А молодой компании из
Богемии этот заказ позволил существенно укрепить репутацию на международном
рынке.
Созданные на заказ автомобили Laurin &
Klement использовались в княжестве в гражданских целях вплоть до 1912 года, а
затем они были приспособлены для нужд армии Черногории и Красного креста во
время Первой Балканской войны, продолжавшейся до 1913 года. После этого
автомобили вновь были переданы почтовой службе и выполняли рейсы по новым
маршрутам до января 1916 года, когда в ходе Первой мировой войны Австро-Венгрия
вторглась на территорию Черногории и других стран Балканского полуострова.
Насколько известно сегодня, ни один из автобусов, фургонов и грузовиков серии Cerna
Hora-Montenegro не сохранился до наших дней.