08.05.2020 Малоизвестные модели в 125-летней истории SKODA AUTO: Type 990 Hajaja
Универсалы с давних пор играли важную
роль в модельном ряду чешского бренда. Еще в середине 1920-х годов компания
Laurin & Klement, с которой и началась история автомобильной марки SKODA,
представила модель 110. Среди разных модификаций особенный интерес представляла
та, что имела комбинированный кузов-трансформер – сегодня такое решение назвали
бы Simply Clever. Передняя часть автомобиля, где сидели водитель и пассажир,
оставалась неизменной, а задняя была съемной, заменяемой. Второй ряд
четырехместного открытого кузова (фаэтона) несложно было снять с лестничной
рамы, чтобы на это место поставить грузовой короб размером 1750 х 1580 мм.
Такой пикап — для него еще предлагался тканевый верх — имел грузоподъемность
500 кг. В течение недели глава семейства мог заниматься бизнесом на своем
легком грузовике, а на выходные (тогда он был один – воскресенье) превращал
машину, сменив заднюю часть кузова, в обычный четырехместный автомобиль.
Совершенно выдающееся по оригинальности и универсальности решение. Интересно,
что именно с моделью 110 компания Laurin & Klement влилась в состав объединения
SKODA из города Пльзень.
С 1934 года на базе модели POPULAR выпускались
легкие коммерческие автомобили – фургоны с внушительной для своего размера и
класса грузоподъемностью 300 кг. Их использовали в своих автопарках такие
известные компании, как обувная фабрика Bat’a и сеть кофеен Julius Meinl.
К концу 1940-х годов на базе модели SKODA
1101/1102 Tudor была разработана грузопассажирская модификация STW (Station
Wagon). Автомобиль, который уже прямо обозначался как универсал, отличался
удобной системой трансформации салона. Сложив задние сиденья, можно было
получить грузовое пространство длиной 1 490 мм. С весны 1953 года SKODA
выпускала универсал 1200 STW, а его модернизированная версия 1201 STW
производилась до октября 1961 года. Она была заменена моделью 1202 STW, которая
продержалась на конвейере до 1973 года.
Но самой известной моделью SKODA с кузовом
универсал в социалистические времена стала OCTAVIA COMBI. Словом COMBI чешская
марка обозначает универсалы и в наши дни. С 1961 по 1971 год на заводе SKODA в
чешском городе Квасины было выпущено 54 086 экземпляров OCTAVIA COMBI.
Грузопассажирская версия пользовалась спросом как внутри Чехословакии, так и за
ее пределами. Так, в 1966 году более 70% всех произведенных универсалов были
отправлены на экспорт. Доброе имя не пропало. В 1997 году, уже после того, как
чешская марка стала частью концерна Volkswagen, была представлена OCTAVIA COMBI
первого современного поколения.
Однако вернемся к заднемоторному универсалу Type
990 Hajaja. Весной 1959 года на заводе SKODA в Млада-Болеславе начались
приготовления к производству модели 1000 MB. Она олицетворяла технологический
прорыв. Первый в истории компании серийный автомобиль с несущим кузовом
(предшественница, OCTAVIA, имела раму), да еще и с задним расположением
двигателя. Заднее расположение мотора вкупе с задним приводом было в то время
перспективным техническим решением. Двигатель, система выпуска, коробка передач
и колесные приводы компоновались в единый блок, а необходимость в карданном
вале вообще отпадала сама собой. При таком распределении массы по осям ведущие
задние колеса даже на пустом автомобиле имели хорошее сцепление с дорогой, что
положительно сказывалось на проходимости. Кстати, с заднемоторными концептами SKODA
экспериментировала с 1930-х годов.
Головное предприятие SKODA в Млада-Болеславе
было очень серьезно модернизировано специально для выпуска новой модели. Его
привели в соответствии с лучшими мировыми стандартами автомобилестроительной
отрасли. К реконструкции и переоснащению завода было привлечено более 300
компаний, в том числе 134 зарубежные. В апреле 1964 года с конвейера сошел
первый седан 1000 MB.
Серийному производству 1000 MB предшествовали
серьезнейшие испытания: 50 прототипов модели в сумме проехали более 1,5 млн.
км. Интересно, что проверка в «особо холодных» климатических зонах проходила на
севере Советского Союза. А на юге СССР, на Кавказе, при температуре до +45
градусов испытывали надежность тормозов и системы охлаждения. В отличие от
многих других моделей с задним расположением двигателя, у SKODA 1000 MB оно
было более сложным и эффективным жидкостным, а не простым воздушным. Мотор с
жидкостным охлаждением меньше грелся летом, хорошо обеспечивал салон теплом в
зимнее время, был заметно тише двигателя-«воздушника».
На момент испытаний проект именовался 990 NOV. В
цифровом индексе был обозначен объем двигателя в кубических сантиметрах, NOV
расшифровывалось как Novy Osobni Vuz, в переводе с чешского – «новый пассажирский
автомобиль».
Среди упомянутых выше 50 прототипов,
разработанных и построенных с 1959 до 1961 года, были не только четырехдверные
седаны, впоследствии и составившие основу выпуска, но и пара двухдверных
экземпляров без центральной стойки крыши, которые потом стали серийными
моделями SKODA 1000/1100 MBX.
Кроме того, был создан прототип SKODA Type
990/991 Roadster с открытым кузовом и посадочной формулой 2+2. В серию он не
пошел ни в каком виде. Как и универсал на базе новой заднемоторной платформы.
Универсал появился в феврале 1963 года. Он был
изготовлен на базе прототипа-седана с номером 34, имевшего на момент переделки
пробег 31 000 км. Мало того, что инженеры должны были решить задачу превращения
трехобъемного кузова в двухобъемный, так им еще и предстояло разместить
двигатель под полом так, чтобы осталось место для полноценного заднего багажника,
иначе, понятно, никакого смысла в универсале не было.
На базовом прототипе рядный четырехцилиндровый
двигатель продольного расположения был наклонен вправо для уменьшения общей
высоты конструкции. На универсале мотор разместили горизонтально, «положили»,
причем головка блока цилиндров теперь смотрела влево. Двигатель, «лежащий на
боковой», и дал прототипу прозвище Hajaja. «Гайайа» – герой вечерней
радиопрограммы, которую чешские дети в те годы слушали перед сном. Hajaja –
что-то созвучное по смыслу русскому слову «баюн» (тот, кто навевает дрему).
Справа от двигателя разместился радиатор: как уже было сказано, конструкторы
сразу сделали выбор в пользу более сложной, но намного более эффективной в деле
отвода лишнего тепла жидкостной системы охлаждения. На седане место радиатора
не справа, а слева: подготовка прототипа-универсала потребовала очень
серьезного объема работ.
Доступ в багажное отделение заднемоторного
универсала осуществлялся через подъемную пятую дверь, которая автоматически
фиксировалась в верхнем положении складным упором. Габаритные показатели
универсала практически не отличились от показателей седана. Длина – 4 150 мм,
ширина – 1 620 мм, высота – 1 400 мм. Колесная база – 2 400 мм.
Грузоподъемность прототипа Hajaja составляла 380 кг, включая вес находящихся в
машине людей. Неплохой показатель с учетом того, что собственная масса
универсала составляла всего 811,5 кг. На пустом автомобиле на заднюю ось
приходилось 61% массы, на полностью груженом – и того меньше, 59,5%.
Благодаря заднемоторной компоновке универсала
имел два багажника: один находился сзади, над двигателем, второй – спереди. На
серийных автомобилях серии 1000 MB / MBX передний багажник был двухэтажным. Под
его полом в отдельной изолированной нише располагалось запасное колесо: чтобы
его достать, не требовалось открывать багажник. У отделения с запасным колесом
был отдельный «вход»: откидную фронтальную часть кузова непросто заметить на
фотографии, на нее нанесен логотип марки. Такое же решение в духе Simply Clever
мог бы получить и универсал. Кроме того, передний багажник служил эффективной
зоной деформации при ДТП.
В мае и июне 1963 года прототип подвергся
трехнедельным испытаниям. Он преодолел порядка 7 000 км. Расход топлива при
средней скорости 74 км/ч составил 7,6 л/100 км. Четырехцилиндровый двигатель
(988 куб.см, 42 л.с. при 4 650 об/мин) разгонял автомобиль до 115 км/ч.
Испытатели отметили удобство просторного салона и наличие двух больших багажных
отделений. Недостатки универсала следовали из той же заднемоторной компоновки,
позволившей сделать багажники спереди и сзади. Из-за ограниченного пространства
мотор все же был склонен к перегреву, несмотря на жидкостное охлаждение, а его
местонахождение – под полом отделения – затрудняло техническое обслуживание и
ремонт агрегата.
В итоге универсал Type 990 Hajaja так и не был
запущен в производство. Компания сконцентрировала усилия на выпуске седанов
1000/1100 MB, которые пользовались огромным спросом: с 1964 по 1969 год
клиентам было передано 440 639 автомобилей этой серии. Кроме того, до конвейера
дошла элегантная двухдверная модель 1000/1100 MBX с кузовом, лишенным
центральных стоек. Она выпускалась с 1966 по 1969 год и разошлась тиражом 2 517
экземпляров. Спрос клиентов на универсалы SKODA удовлетворяла, продолжая выпускать
рамную модель OCTAVIA COMBI. Она, как уже было сказано, продержалась на
конвейере до 1971 года.
Единственный выпущенный прототип SKODA Type 990
Hajaja сохранился до наших дней. Сейчас представлен в экспозиции заводского
музея в Млада-Болеславе.