26.06.2020 110 лет Альпийскому ралли в Австрии: Laurin & Klement празднует юбилей своего триумфа в самой сложной гонке своего времени

В начале XX века, на заре эры автомобилей, именно грунтовые горные дороги и крутые склоны Альп были местом проведения самых сложных гонок в мире. Среди них был известный горный участок в труднодоступной окрестности коммуны Земмеринг, который соединял Нижнюю Австрию со Штирией. Уже 20 сентября 1908 года, всего три года после производства своего первого автомобиля, Laurin & Klement ждал оглушительный успех в десятикилометровой гонке в этой местности. Молодой бренд из Богемии не только победил во всех трех категориях со своими гоночными и туринговыми автомобилями – модели L&K также заняли вторые и третьи места.

Однако Альпийское ралли в Австрии, впервые состоявшееся 26 июня 1910 года, оказалось еще более сложной гонкой. Ее маршрут пролегал через Вену, Нижнюю Австрию, Штирию, Каринтию и регион Зальцбурга. В трехдневной гонке длиной 867 км только 14 из 23 стартовавших экипажей добрались до финишной черты. На своем пути гонщикам необходимо было преодолеть множество извилистых горных участков, включая перевал Качберг.

Команда из Млада-Болеслава отправила на старт три модели «Market Touring Cars Laurin & Klement
a 20 hp 95 x 130» – автомобили, аналогичные серийным версиям с двигателями мощностью 20 л.с. (14,7 кВт) с диаметром цилиндра 95 мм и ходом поршня 130 мм. За рулем одного из автомобилей находился граф Александр Коловрат-Краковский – чех американского происхождения, который, помимо своей страсти к авто- и мотогонкам, вошел в историю как отец-основатель австрийского кинематографа и человек, открывший миру Марлен Дитрих. В Альпийском ралли граф сумел финишировать, не получив ни единого штрафного балла. Два других автомобиля Laurin & Klement, которыми управляли хорватский граф Поль Драшкович (Paul Draskovic) и главный конструктор L&K Отто Иеронимус (Otto Hieronimus), также успешно добрались до финиша. Благодаря этому молодой бренд одержал победу в командном зачете, а на проверочном пятикилометровом участке у Вены продемонстрировал потрясающую среднюю скорость – 105 км/ч. Сам скоростной заезд был организован для того, чтобы убедиться, что ни один из экипажей не установил на автомобиль редуктор с малым передаточным числом, который дал бы существенное преимущество на горных подъемах.

В 1911 году автомобили Laurin & Klement вернулись, чтобы защитить свой титул в Альпийском ралли. Тогда маршрут гонки был увеличен до 1 421 км и включал перевал Лойбльпасс с уклоном до 30%. Согласно строгим правилам гонки, двигатели должны были работать постоянно в течение дня, а штрафные баллы начислялись, помимо всего прочего, за ремонт на спецучастке, слишком медленную езду или отклонение от обозначенного маршрута. Спортивный комиссар из Австрийского автомобильного клуба (Austrian Automobile Club) отвечал за техническую инспекцию автомобилей и их соответствие заявленным характеристикам. В частности, двигатели и все важные компоненты должны были сохранить официальные печати. На финише автомобили участников ставились в специальном охраняемом парке, к которому в ночное время не имели доступа ни команды, ни механики. Но даже в этих условиях все пять автомобилей Laurin & Klement добрались до финиша гонки 1911 года без штрафных баллов, а Отто Иеронимус привез домой «Серебряный щит».

В 1912 году Иеронимус вновь занял первое место в гонке, а заводская команда, в которой также состояли Коловрат и Драшкович, в очередной раз не получила ни единого штрафного балла. Альпийское ралли 1913 года состояло из семи участков общей протяженностью 2 667 км. Laurin & Klement, как и всегда, отправил на гонку серийные автомобили – в то время как, например, Rolls-Royce заявил шестицилиндровые модели Silver Ghost со специальными четырехскоростными коробками передач и укороченной главной парой, поскольку годом ранее английская команда не смогла преодолеть крутые подъемы трассы. Иеронимус вновь забрал домой «Серебряный щит», а граф Александр преодолел дистанцию без единого штрафного балла.

Будучи последней крупной гонкой перед Первой мировой войной, Альпийское ралли 1914 года вновь стало очень зрелищным событием. Оно проходило с 14 по 23 июня и включало в себя 30 горных перевалов, общая протяженность которых достигла 2 932 км. Из 75 экипажей, вышедших на старт, до финиша смогли добраться лишь 50. И только 19 участников, среди которых был и граф Александр, финишировали без единого штрафного балла. Благодаря этому он стал одним из пяти гонщиков, одержавших победу в трех гонках подряд, и получил кубок Alpine Challenge Cup. Организаторам пришлось поспешить, чтобы сделать еще четыре кубка в таком же стиле. Сегодня трофей Коловрата-Краковского выставлен в музее SKODA в Млада-Болеславе. Команда из Богемии стала единственной, кому удалось все пять лет представлять как минимум один экипаж, финишировавший без штрафных баллов – такого достижения нет ни у одного другого автопроизводителя.

Всего через пять дней после финиша Альпийского ралли убийство эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда и его жены в Сараево положило начало Первой мировой войне, которая ознаменовала конец и самой гонки. Только спустя четыре десятилетия SKODA одержала свои новые победы в альпийских гонках. 17 июня 1955 года спортивная версия модели 440 Spartak в первый же год своего участия завоевала серебряную и бронзовую медали в классе автомобилей с двигателями объемом до 1300 см3. Четыре года спустя три автомобиля SKODA вновь пересекли финишную черту, не заработав ни единого штрафного балла. В 1968 команда из Млада-Болеслава одержала еще одну победу в классе, на этот раз с заднемоторными заднеприводными автомобилями нового поколения. Этими и многими другими победами на гонках по всему миру SKODA убедительно доказала преимущества своих автомобилей, благодаря чему позиции чешского бренда стали еще сильнее – как на рынке Австрии, так и за его пределами.



Комментарии

comment_form