03.07.2020 Триумф в Дурдане: SKODA отмечает 115 лет c победы Laurin & Klement в чемпионате мира по мотогонкам
Уже в 1901 году Вацлав Лаурин и
Вацлав Клемент осознали важность гонок для демонстрации продукции своей новой и
быстро растущей компании всему миру. Так, в июне того года мотогонщик Нарцис
Подседничек (Narcis Podsednicek), который был опытным механиком и работал в
мастерской L&K, финишировал первым в 1 196-километровой гонке из Парижа в
Берлин. Более того: он оказался настолько быстрым, что пересек финиш до того,
как на него прибыл официальный хронометражист – и вместо того, чтобы получить
кубок, заработал дисквалификацию.
Мотоциклы Laurin & Klement очень быстро
стали фаворитами в популярных кольцевых и горных гонках тех лет и одержали
многочисленные победы как в стране, так и за ее пределами. Они отличались
мощностью, скоростью и – что было еще важнее, – исключительной надежностью.
Например, в 1903 году все, кроме одного мотоцикла L&K, финишировали в 87
заездах 34 гонок, одержав в общей сложности 32 победы.
Однако главным достижением в этой впечатляющей
череде успехов стал неофициальный чемпионат мира под эгидой Международной
федерации мотоциклетных клубов, который прошел 25 июня 1905 года в небольшом
городе Дурдан, расположенном в 50 км к юго-западу от Парижа. Для главной
мотогонки сезона организаторы разметили 54-километровую кольцевую трассу,
которую участникам было необходимо проехать пять раз. Она включала и так
называемые сектора «нейтрализации»: участки, на которых водителям необходимо
было заглушить двигатели и толкать мотоциклы в надежде, что после этого они
заведутся снова.
В 1905 году в чемпионате участвовали наиболее
сильные национальные команды. Чтобы представлять Австро-Венгрию на мировом
уровне, гонщикам Франтишеку Томану и Вацлаву Вондричу необходимо было победить
в квалификационных заездах в Пацове (Чехия) на мотоциклах Laurin & Klement.
Третьим в их группе был Эдуард Никодем (Eduard Nikodem) на Puch. Великобританию
представляли гонщики на Ariel, Matchless и JAP, Францию – Griffon и Peugeot, а
Германия отправила на чемпионат три мотоцикла Progress. Жесткий регламент гонки
требовал, чтобы не только основные компоненты мотоциклов, но и шины для них
были произведены в соответствующей участникам стране. В то время шины служили
совсем недолго, а чинили их непосредственно сами гонщики.
Команда Laurin & Klement прибыла на гонку
отлично подготовленной. Годом ранее её гонщики прошли испытания на усыпанном
гвоздями треке, тем самым специально увеличив вероятность проколов. Именно
поэтому Вондрич начал гонку с тяжелой кожаной сумкой на спине, в которой
находились все необходимые инструменты и запасные части. За это зрители
прозвали чешского гонщика «Странствующим кузнецом» (The Travelling Blacksmith).
Несмотря на выросшую массу и высокий центр тяжести, Вордрич на двухцилиндровом
L&K CCR быстро догнал победителя прошлой гонки Леона Деместера (Leon
Demeester), который и в этом году шел первым. На четвертом круге, после 246 км
гонки, уроженец чешской Либени, ныне одного из районов Праги, наконец захватил
лидерство. Его результат составил 3 часа 13 минут и 17 секунд – он на 8 минут
опередил француза, который уже после финиша был дисквалифицирован за
запрещенную регламентом замену колеса. В результате на вторую ступень
пьедестала поднялся Франтишек Томан, который принес Laurin & Klement
победный «дубль». Всего трое из двенадцати участников той гонки смогли
преодолеть дистанцию целиком. А феноменальный успех L&K даже вдохновил
известного чешского композитора и дирижера Франтишека Кмоха (Frantisek Kmoch) написать двухдольный круговой танец «На
моторе» (“Na motoru”).
Благодаря триумфу в Дурдане молодой бренд
укрепил свою репутацию по всему миру, и производство мотоциклов L&K успешно
продолжалось еще несколько лет. Одновременно с этим стала зарождаться и эра
автомобилей для компании из Млада-Болеслава. Она началась 29 октября 1905 года
с выпуска модели Voiturette A от Laurin & Klement, над которой Вацлав
Лаурин и его команда инженеров трудились четыре года.
В 1906 году Вацлав Вондрич стал управляющим
филиала L&K в Праге. Из-за туберкулеза ему пришлось положить свой гоночный
шлем на полку еще до начала Первой мировой войны. Он оставался руководителем
дилерского центра SKODA вплоть до начала 1940-х.