11.09.2020 50 лет модели 110 R: полвека назад SKODA представила свое легендарное спортивное купе
Вместе со своим 125-летним юбилеем в
2020 году SKODA AUTO отмечает еще несколько важных круглых дат своих
легендарных моделей, которые сыграли огромную роль в истории чешского бренда.
Одной из них был автомобиль SKODA 110 R – динамичное спортивное купе, которое
появилось в модельном ряду компании в начале 1970-х.
В 1964 году SKODA начала производство седана
1000 MB. Этот автомобиль, имевший несущий кузов, заднемоторную компоновку и
задний привод, ознаменовал собой начало новой технологической эры для чешского
бренда. Для выпуска новой модели SKODA осуществила масштабные инвестиции в
современные производственные мощности и вскоре полностью сосредоточилась на
производстве 1000 MB из-за огромного спроса внутри страны и за рубежом. При
этом высоким оставался спрос на спортивные автомобили, особенно в странах
Западной Европы. В ответ на пожелания клиентов SKODA приступила к разработке
новой спортивной модели, которая была призвана изменить представление об имидже
чешского бренда, даже несмотря на небольшой запланированный тираж и нишевое
позиционирование на рынке. В то время уже полным ходом шла разработка моделей SKODA
100/110 L – они должны были стать преемниками седана 1000 MB и получить, в
числе прочего, усовершенствованную конструкцию кузова, передние дисковые
тормоза и другое оборудование, улучшающее управляемость и безопасность.
Одновременно с ними и началось создание двухдверных купе SKODA 110 R.
Создание первых прототипов и испытания на
территории ГДР
Разработка модели 110 R, получившей в Чехии
прозвище «Эрка», началась в 1966 году и уже в марте 1968 года из ворот завода SKODA
в Квасинах выехал первый прототип под кодовым названием S 718 K. Кузов купе
отличался от седана не только элегантно ниспадающей линией крыши, но и большим
углом наклона ветрового стекла, а также безрамочной конструкцией дверей. Во
время испытаний, которые проходили в том числе на дорогах Восточной Германии, в
ГДР, автомобиль развивал максимальную скорость 145 км/ч. Второй прототип,
оснащенный двухкамерным карбюратором, был готов в марте 1969 года.
Презентация на международных автосалонах и старт
производства
Первый открытый показ модели 110 R прошел 5
сентября 1970 года на торговой выставке в Брно – на стенде SKODA было
представлено сразу три экземпляра новой модели. А успех спортивного купе на
экспортных рынках был заложен на автосалонах в Париже, Лондоне и Турине,
которые последовательно прошли в октябре 1970 года. Спрос на 110 R резко вырос,
однако SKODA не смогла столь же быстро нарастить объемы производства. К концу
1970 года был выпущен всего 121 экземпляр новой модели, а поставки на экспортные
рынки начались только во втором квартале 1971 года. После этого чешский бренд
сконцентрировал свои усилия именно на зарубежных продажах: из порядка 3 000
автомобилей, произведенных в 1971 году, только 442 было продано через дилера
Mototechna, который тогда являлся монопольным дистрибьютором SKODA в
Чехословакии. Стоимость модели 110 R составляла внушительные 78 000 крон, что
на тот момент равнялось примерно 40 средним зарплатам.
Низкая масса и отличное сцепление с дорогой
гарантировало удовольствие за рулем
110 R отличался компактными габаритами: при
длине 4 155 мм, ширине 1 620 мм и высоте 1 340 мм колесная база составляла 2
400 мм. Оснащенный масляным радиатором и двухкамерным карбюратором
четырехцилиндровый рядный двигатель при рабочем объеме 1 107 см3 и степени
сжатия 9,5:1 развивал мощность 52 л.с. (38 кВт), а масса автомобиля составляла
всего 880 кг – купе получилось весьма динамичным для своего времени. Блок
цилиндров, а также корпус четырехступенчатой коробки передач располагались за
задней осью и были изготовлены из литого алюминия по запатентованной SKODA
технологии. С радиальными шинами размерности 165 SR 14 купе 110 R развивало 145
км/ч, а разгон с места до 100 км/ч занимал 19 сек. Тормозная система с двумя
контурами, дисковыми механизмами на передних колесах и барабанными на задних
обеспечивала надежное и легко контролируемое замедление. Сами тормоза
изготавливались в SKODA по лицензии английской компании Dunlop. Поскольку
развесовка автомобиля составляла 43:57 в пользу задних колес, купе имело
отличное сцепление ведущих колес с дорогой. Средний расход топлива равнялся 8,5
л на 100 км, а объем топливного бака, который, кстати, был спереди – 32 л. Под
передним капотом у 110 R располагался багажник объемом 250 л; кроме того,
позади сидений было еще одно место для багажа объемом 120 л с быстрым доступом
из салона.
Салон, оснащенный удобными решениями, и рулевое
колесо с двумя спицами
Передняя панель с пятью круглыми приборами
изначально была выполнена из дерева, а позже сменилась черной матовой отделкой.
За рулевым колесом перед глазами водителя располагался крупный тахометр с
красной зоной, начинающейся с 5 750 об/мин, и рядом спидометр такого же
размера. Еще три прибора поменьше находились по центру передней панели: слева
направо на ней были размещены индикатор давления масла, указатель температуры
охлаждающей жидкости и указатель уровня топлива. Рулевое колесо имело две
перфорированные металлические спицы, которые сходились к ступице с надписью SKODA
в центре. Базовое оснащение 110 R включало передние анатомические кресла,
которые при складывании открывали доступ к двум сиденьям второго ряда
(автомобиль был сделан по схеме 2+2).
За более чем десять лет своего выпуска с 1970 по
1980 год, SKODA 110 R претерпела целый ряд небольших технических изменений, что
с учетом постоянных обновлений внешности обеспечивало модели
конкурентоспособность на протяжении всего жизненного цикла. С января 1973 года
купе стало оснащаться четырьмя фарами спереди, две из которых усиливались
небольшими противотуманными фарами. Передние сиденья были дополнены
подголовниками, а 14-дюймовые колесные диски были заменены более маленькими с
шинами размерностью 165 SR 13 с пластиковыми колпаками: именно в таком виде
легендарное купе выпускалось вплоть до конца производства.
Высокий спрос на SKODA 110 R на экспортных
рынках
Появление компактной спортивной модели SKODA
вызвало немалый энтузиазм у автомобилистов по всему миру – 110 R пользовалась
впечатляющим спросом за рубежом. В 1973 году 93% из примерно 6 000
произведенных автомобилей была поставлено на экспорт. На следующий год объем
выпуска вырос до 7 500 экземпляров. Начиная с сентября 1972 года, SKODA начала
производить версии с правым расположением руля – и уже спустя три года, 2 371
автомобиль (36%) от всего выпуска, был экспортирован в Великобританию. Модель
110 R поставлялась даже в такие страны, как Новая Зеландия, Кувейт и Никарагуа.
Гоночные модели на базе SKODA 110 R: начало эры
спортивных успехов
Спрос на модель 110 R рос в том числе благодаря
успехам моделей, построенных на базе 110 R, в ралли и шоссейно-кольцевых
гонках. С 1973 года гонщики на SKODA начали выступать на модифицированных
серийных автомобилях. Чуть позже чешский бренд представил гоночные 180 RS и два
экземпляра 200 RS. Прототипы, создатели которых черпали вдохновение в серийных
заднемоторных купе, дебютировали на ралли Barum в июне 1974 года. Эти гоночные
модели имели двигатели с верхним расположением распределительных валов объемом
до 2 л и пятиступенчатые механические коробки передач производства Porsche.
Кроме того, на задней оси была новая подвеска с продольными рычагами, которая
обеспечивала еще лучшую управляемость.
Весной 1975 года появилась легендарная модель SKODA
130 RS, которая стала одним из самых успешных гоночных и раллийных автомобилей
конца 70-ых и начала 80-ых в классе до 1 300 см3. При ее создании инженеры
слегка изменили структуру кузова 110 R и добавили прочный каркас безопасности.
Крыша, наружные панели дверей и крышка багажника были сделаны из алюминия, а
крылья и крышка капота изготовлялись из стеклопластика. Благодаря продуманной
облегченной конструкции автомобиль весил всего 720 кг, что позитивно
сказывалось на управляемости. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,3 л имел
систему смазки с сухим картером и два двухкамерных карбюратора Weber – все это
обеспечивало мощностью 130 л.с. (96 кВт). Гоночная версия SKODA 130 RS могла
разогнаться до 220 км/ч. Модель, быстро получившая прозвище «Porsche из
Восточной Европы», в 1981 году выиграла «Кубок производителей» в чемпионате
Европы по шоссейно-кольцевым гонкам (European Touring Car Championship). А
победный «дубль» на ралли Монте-Карло 1977 года сделал 130 RS одной из самых
успешных гоночных моделей в своем классе.
До 1990 года модели GARDE и RAPID продолжали
традицию купе SKODA
К 30 декабря 1980 года на заводе SKODA в городе
Квасины было выпущено 57 085 экземпляров купе 110 R. Сохранившиеся до наших
дней экземпляры сейчас высоко ценятся у коллекционеров и стабильно растут в
цене. В сентябре 1981 года в Квасинах начался выпуск преемника 110 R – SKODA
GARDE. Новая модель, базирующаяся на агрегатах седана SKODA 105/120, была
разработана с учетом гоночного опыта: в частности, она получила более точное
реечное рулевое управление. С весны 1982 года GARDE выпускалась на заводе BAZ в
Братиславе. А с 1984 по 1990 года SKODA производила двухдверную модель RAPID.
Этот автомобиль мог разогнаться до 150 км/ч и продолжил традиции чешских купе,
начатую в 1970 году моделью 110 R. В максимальной комплектации SKODA RAPID
оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 1,3 л и пятиступенчатой
коробкой передач.