03.02.2021 85 лет успеха: SKODA на ралли Монте-Карло
Ралли Монте-Карло является одной из старейших, самых известных и трудных гонок в мире. С 1911 года в ней регулярно соревнуются пилоты, штурманы и команды. Традиционно гонка проходит в январе, когда погодные и дорожные условия в этом горном регионе меняются чуть ли не каждую минуту. Гонка неизменно занимает первое по счету место в календаре Чемпионата мира по ралли FIA, впервые проведенного в 1973 году.
Чешский бренд начал выступать в гонках в 1901 году, а 21 января 1912 года его автомобили впервые приняли участие в ралли Монте-Карло, которое проводилось всего лишь во второй раз. Тогда за рулем автомобиля Laurin & Klement находился граф Александр (Саша) Коловрат (Коловрат-Краковский), который проехал от Вены до Монте-Карло. В то время Вена была одной из стартовых точек гонки, организованной в формате ралли. Коловрат-Краковский преодолел дистанцию 1 319 км. По дороге его ожидало несколько контрольных пунктов и самые разнообразные погодные условия: временами температура доходила до -18 °C. В Монте-Карло организаторы гонки присудили его автомобилю дополнительные очки за элегантный дизайн, комфорт и хорошее техническое состояние.
Герои довоенной эпохи: SKODA POPULAR и RAPID
85 лет назад, 25 января 1936 года, Зденек Поль и Ярослав Хаусман вписали еще одну главу в истории успеха SKODA на ралли Монте-Карло. Их слаженный экипаж вышел на старт гонки на модифицированном SKODA POPULAR SPORT. Родстер базировался на шасси POPULAR, но был оснащен более мощным двигателем объемом 1,4 л от модели RAPID, который позволял автомобилю разгоняться до 110 км/ч. Два бензобака максимально вмещали 170 л топлива, и при среднем расходе 11,3 л на 100 км автомобиль мог проехать без дозаправки до 1 500 км. Общая масса машины составляла всего 790 кг, из которых на открытый кузов приходилось 250 кг. С находящимися в кузове водителем и пассажиром POPULAR SPORT весил 960 кг. Чтобы справиться с зимними погодными условиями, Поль и Хаусман использовали теплую одежду, установили в автомобиль дополнительный отопитель и предусмотрели место для термосов. Съемная рамка для обогрева ветрового стекла обеспечивала обзорность, а пассажирское сиденье можно было сложить, что позволяло немного поспать во время изматывающего марафона.
Чехословацкие гонщики решили доехать до Монте-Карло из Афин: в то время столица Греции была в числе одной из возможных стартовых точек ралли. Путешествие было чрезвычайно трудным: первый 850-км отрезок от Праги до Триеста на POPULAR SPORT занял 17 ч. Прибыв в Афины, Поль и Хаусман имели в запасе еще четыре дня, чтобы отдохнуть и подготовить автомобиль для дальнейшей гонки. Причем им пришлось делать это без механиков. Сопровождающей машины технической поддержки не было тем более. Экипажу предстоял четырехдневный маршрут до Монако через Салоники, Белград, Будапешт, Вену, Страсбург и Авиньон. Поль и Хаусман должны были преодолеть 3 852 км. Заснеженные горные дороги, вьюга и буран затрудняли путешествие: когда внедорожные шины чешской марки Bat’a уже не справлялись, приходилось брать в руки лопаты.
Зденек Поль и Ярослав Хаусман, как и их соперники, отважно сражались со сложными погодными условиями. И они превосходно показали себя: из 105 зарегистрированных автомобилей на старте ралли Монте-Карло 1936 года только 72 добрались до финиша. Экипаж SKODA достиг площади перед казино в княжестве Монако без единого штрафного балла. В итоге Поль и Хаусман заняли впечатляющее второе место в классе автомобилей с двигателем объемом до 1,5 л. Они даже имели шанс на победу, поскольку выигравший гонку итальянский экипаж осуществлял ремонт автомобиля в Будапеште, который не совсем соответствовал правилам гонки. Но экипаж SKODA не стал пользоваться своим правом на протест, хотя и мог бы засвидетельствовать нарушение.
Как только команда вернулась домой, в Млада-Болеславе решили капитализировать успех экипажа и предложить своим клиентам спортивный автомобиль в заводском исполнении. Так появилась чрезвычайно привлекательная серийная модель POPULAR MONTE-CARLO, которая была представлена публике в июле 1936 года. На выбор клиентам предлагалось два типа кузова – родстер или купе с улучшенной аэродинамикой. Всего до 1939 года завод выпустил 70 таких автомобилей.
Через год Поль и Хаусман вернулись в Монте-Карло. В этот раз они участвовали в гонке на купе RAPID, а стартовой точкой выбрали город Палермо на Сицилии. Путь длиной 4 134 км вновь стал серьезным испытанием как для людей, так и для техники. Только 4 из 30 экипажей, стартовавших на Сицилии, добрались до финиша. Имея 500 очков, экипаж из Млада-Болеслава был уверен, что займет второе место в классе до 1 500 см3. Однако в этот раз они стали только четвертыми из 26 экипажей в своем классе. Это произошло потому, что участник из Англии подал официальный протест, что якобы RAPID, на котором ехали Поль и Хаусман, имел зеркала заднего вида нестандартного размера. В итоге экипажу начислили два штрафных балла, что перенесло его на четвертое место.
Любимые автомобили гонщиков из Скандинавии: OCTAVIA TS и 130 RS Coupe
После Второй мировой войны политическая ситуация резко изменилась, компания SKODA была национализирована, и все это усложнило участие марки в международных гонках и ралли. Но оно не было невозможным: уже в 1949 году на старт ралли Монте-Карло вышла частная чехословацкая команда, выбравшая SKODA 1101 TUDOR. Автомобиль финишировал на 83-м месте из 166 участников. До января 1956 года заводская команда не принимала участия в «Королевском ралли», однако частные пилоты из Финляндии и Норвегии периодически блестяще проявляли себя в гонке, особенно в плохих погодных условиях.
На ралли Монте-Карло 1961 года скандинавские команды возложили свои надежды на OCTAVIA TOURING SPORT и тут же одержали победу в гонке. Финны Эско Кейнанен и Райнер Эклунд не только выиграли в категории автомобилей с двигателем объемом до 1,3 л, но и заняли впечатляющее шестое место в абсолютном зачете. В 1962 году им удалось повторить свой триумф на этом же автомобиле. А хет-трик для OCTAVIA TOURING SPORT 24 января 1963 года сделали норвежцы Эдвард Гйолберг и Карл Карлан.
В эпоху заднеприводных автомобилей с задним расположением двигателей SKODA по-прежнему привлекала к себе внимание успешными выступлениями в Монте-Карло. В ралли 1977 года, например, приняла участие легендарная модель 130 RS Coupe: в очень трудных погодных условиях того года заводские экипажи Вацлав Блахна / Любислав Хлявка и Милан Западло / Иржи Мотал одержали победный дубль в классе до 1 300 см3. В гонке, которая на тот момент уже была этапом мирового чемпионата по ралли и проводилась по современным стандартам, приняло участие 198 команд, и только 43 из них добрались до финишной черты. Экипажи SKODA на автомобилях, получивших прозвище «Восточный Porsche», заняли в ралли 12-е и 15-е места в абсолютном зачете. Еще один заводской экипаж, Святоплук Квайзар и Иржи Котек, сошел с дистанции из-за технической неполадки.
Новейшая история: от модели FAVORIT к FABIA R5
Хэтчбек FAVORIT стал точкой отсчета новейшей истории гоночной команды SKODA. В 1991 году с этим переднеприводным автомобилем чехословацкий бренд одержал впечатляющую серию побед на «Королевском ралли». Молодой и талантливый экипаж – Павел Сибера и Петр Гросс, – с 1991 по 1994 одерживал победу в классе на ралли Монте-Карло. Кроме того, SKODA завоевала кубок FIA в категории F2 Чемпионата мира по ралли в 1994 году. В 1993 году Сибера также финишировал четвертым зачете до 2 000 см3, несмотря на то что его FAVORIT 136 L имел привод только на два колеса.
Вслед за моделью FAVORIT вскоре появился раллийный кит-кар FELICIA, а в 1999 году с моделью OCTAVIA WRC чешский бренд впервые выступил в зачете полноприводных автомобилей. В 1996 году Сибера и Гросс вновь лидировали в своем классе, а на ралли Монте-Карло 1997 года Эмиль Тринер и Юлиус Галь одержали победу не только в классе, но и во всей категории F2.
В 2001 году Армин Шварц и Манфред Химер, управляя полноприводным автомобилем класса WRC с двухлитровым турбомотором и полным приводом – OCTAVIA WRC, заняли на ралли Монте-Карло четвертое место. С 2005 года чешский бренд был представлен в высшем классе чемпионата мира по ралли моделью FABIA WRC. С 2009 года ралли Монте-Карло на протяжении трех лет не входило в календарь чемпионата мира, а являлось этапом межконтинентального чемпионата IRC (Intercontinental Rally Championship). В этом чемпионате высшим классом был Super 2000, а чешская марка была представлена моделью FABIA S2000 с полным приводом и атмосферным двигателем объемом 2 л. Заводской экипаж – Ян Копецки и Петр Стары, – занял в гонке четвертое место. В 2010 году чешская команда финишировала на пятом месте, а в 2011 году – на восьмом. FABIA S2000 дважды почти удавалось одержать победу в Монте-Карло: за рулем этого автомобиля Юхо Ханнинен / Мико Марккула и Фредди Лойкс / Фредерик Миклотт занимали в гонке вторые места. В январе 2011 года SKODA представила специальную серию автомобилей FABIA MONTE CARLO в честь 100-летия первого участия компании в ралли Монте-Карло. В то время чешский бренд также отмечал свой 110-летний юбилей участия в гонках.
Первая победа в классе на FABIA S2000 была завоевана в 2012 году, когда на первое место пришел экипаж голландца Кевина Аббринга и его бельгийского штурмана Лары Ваннесте. В 2013 году их успех повторили немцы Зепп Виганд и Франк Кристиан. Ян Копецки вернулся в гонку в княжестве Монако в 2017 году: тогда он и его штурман Павел Дреслер на автомобиле FABIA R5 с турбодвигателем объемом 1,6 л заняли второе место в зачете WRC2 и восьмое в общем зачете, лишь немного уступив напарникам по команде норвежцам Андреасу Миккельсену и Андерсу Джагеру. В 2018 году Копецки и Дреслер наконец выиграли гонку, а второе и третье место в ней заняли другие экипажи SKODA – Калле Рованпера / Йонне Халттунен и Оливье Бюрри / Андерсон Левратти.
И, наконец, в январе 2021 года норвежский экипаж в составе Андреас Миккельсен / Ола Флоэне, выступавший на обновленной SKODA FABIA Rally2 evo, выиграл ралли Монте-Карло в зачете WRC2 при поддержке SKODA Motorsport (в сезоне 2020 года заводское спортивное подразделение в основном сосредоточилось на поддержке частных команд, а не прямом участии в гонках).