06.04.2021 Laurin & Klement FC, модель 1908 года: автомобили из Млада-Болеслава добиваются настоящего успеха в гонках

Первые крупные успехи в мотогонках пришли к Laurin & Klement в первые годы ХХ века. Вскоре стало очевидно, что победы в спорте отлично способствуют развитию бизнеса: число подиумов и продажи были явственно связаны друг с другом. По этой причине основатели компании, Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент, сразу после премьеры в 1905 году своего первого автомобиля, модели Voiturette A, приступили к созданию более быстрой версии с литерой B. Стратегия оказалась успешной. В 1906 году на гонке в австрийском Земмеринге автомобили L&K Voiturette B c двигателем объемом 1,4 л мощностью 9 л.с., позволявшим разгоняться до 45 км/ч, заняли первое, второе и четвертое места. 

После этого автомобили Laurin & Klement начали выступать не только на территории своей страны, на тот момент – Австро-Венгрии, в состав которой входила Чехия, но и за границей. Популяризации марки на этом поприще способствовала модель FC, в основе которой была пассажирская серия F. С 1907 по 1909 год конструктор, гонщик и главный инженер Laurin & Klement Отто Иеронимус (Otto Hieronimus) разработал и выпустил 19 автомобилей L&K FC, которые различались между собой как внешне, так и технически. Они имели разные показатели диаметра цилиндра и хода поршня, согласно которым автомобили в ту пору часто распределялись в гонках по классам. Рядные четырехцилиндровые двигатели автомобилей L&K FC имели рабочий объем от 2,0 до 2,5 л, трехступенчатую коробку передач и привод на задние колеса.

1908 год стал особенно успешным для жаждущей успеха и признания чешской компании. В марте Laurin & Klement выставила несколько автомобилей разных классов на соревнования по подъему на холм Збраслав-Йиловиште. Машины, сделанные в Млада-Болеславе, обеспечили гонщикам шесть первых мест в разных категориях, пять вторых и одно третье. В городе Риес близ австрийского Граца автомобили L&K завоевали победный «дубль» в классе до двух литров.

Талантливый инженер Отто Иеронимус лично участвовал в соревнованиях. В 1908 году за рулем L&K FC он одержал победу в 686-километровой гонке из Санкт-Петербурга в Москву, подтвердив надежность спроектированной под его руководством техники. Чешский автомобиль с 16-сильным двигателем преодолел маршрут за 13 часов 13 минут, опередив более мощные машины из Германии, Франции и Великобритании.

На сложнейшей гонке Принц-Генрих-Фарт в Германии автомобили L&K тоже не оставили конкурентам шанса на победу. За девять дней участники соревнований проехали 2 200 км от Берлина до Франкфурта-на-Майне через такие города, как Киль, Гамбург, Ганновер и Кельн.

Однако Отто Иеронимус хотел достичь большего. Он приступил к разработке модели Laurin & Klement FCS с двигателем объемом 3,5 л, имевшим передовое для того времени верхнее расположение клапанов (OHV). На соревновании по подъему на холм в австрийском Земмеринге L&K FCS под управлением Отто Иеронимуса завоевал первое место в классе четырехцилиндровых машин. Сложный 10-километровый маршрут гонщик одолел за 8 минут 42 секунды.

В 1908 году Отто Иеронимус отправился в Великобританию покорять Бруклендс, первую в мире трассу, специально построенную для гонок и испытаний. На овальной 5,2-километровой трассе с двумя профилированными поворотами он разогнался до 118,72 км/ч, установив мировой рекорд скорости для автомобилей класса, в котором был заявлен L&K FCS.

Самым мощным и бескомпромиссным вариантом модели FC стала модификация FCR, представленная в 1909 году. Она имела узкий кузов со стреловидным радиатором и при объеме двигателя 5,6 л выдавала ровно 100 л.с. Оцените темпы технического прогресса: буквально за два-три года мощность двигателей спортивных машин компании Laurin & Klement выросла в десять раз. Выдающийся по многим показателям автомобиль, построенный всего в двух экземплярах, имел очень высокий двигатель, ограничивавший водителю обзор. Высоким мотор получился потому, что самым доступным способом поднятия мощности было наращивание рабочего объема, а его в свою очередь подняли за счет увеличения хода поршня: он составлял целых 250 мм. За характерные очертания Laurin & Klement FCR получил оптимистичное прозвище «Гроб».

Максимальная скорость модели FCR составляла невероятные для того времени 140 км/ч. Автомобиль дебютировал на гонке в Земмеринге, где Иеронимус тотчас же одержал еще одну победу в классе. Кроме того, он победил в абсолютном зачете на соревнованиях по подъему на холм Збраслав-Йиловиште и Триест – Опичина в 1911 году.

Успешный гонщик граф Александр (Саша) Коловрат-Краковский (Alexander Kolowrat-Krakowsky) был еще одним человеком, который оказал огромное влияние на развитие компании Laurin & Klement в тот период. Дворянин из чешского региона Богемия, родившийся и выросший в США, куда его отец бежал из Европы после дуэли, бросил изучение сельского хозяйства в Швейцарии и вместо этого проводил все время в мастерской, подготавливая автомобили к гонкам. «Граф Киловатт», как его называли друзья, был незаурядной и разносторонней личностью, а решительность и способность к импровизации помогли победить ему в 1908 году в соревновании по подъему на холм во французском Гайоне. 

В октябре 1908 года граф Коловрат зарегистрировался на гонку под псевдонимом Докональд (Doconald), поскольку он не хотел, чтобы его отец в Америке узнал о «подвигах» наследника. Однако произошло непредвиденное: спортивный Laruin & Klement FC, отправленный из Млада-Болеслава для участия в мероприятии, не прибыл вовремя на станцию. Но Коловрат и не подумал отступать. Граф решил выйти на старт на обычном дорожном Laurin & Klement типа F, на котором, собственно, он и приехал в Гайон.

Его не смутило даже то обстоятельство, что машина имела очень приличный для того времени и того состояния дорог пробег, равный 18 000 км. Ночью, накануне старта, граф со своим механиком снимали с автомобиля все «лишние» детали. Даже передние сиденья были заменены деревянными ящиками, не имевшим ни спинки, ни подлокотников. Все было подчинено одной идее – максимально снизить массу автомобиля, чтобы компенсировать недостаток лошадиных сил под капотом. План сработал. Александр Коловрат-Краковский обошел всех семерых конкурентов в классе, получив золотой венок. Триумф несколько омрачило лишь одно обстоятельство: секрет, который Александр так тщательно скрывал от своего отца, был раскрыт. Только из газет Леопольд Коловрат узнал, что его сын занимается вовсе не изучением земледелия, а участвует в гонках. Одно утешение – участвует успешно.

 



Комментарии

comment_form