Как я не купил двери BRAVO
Когда покупка дверей превращается в юридическое испытание
Небольшое юридическое эссе
Небольшой рассказ на тему защиты прав потребителя. Решил его написать, так как изложенные в нём проблемы общие для текущего состояния рынка. Ну и заодно увековечить память об участниках событий.
Все лето делал ремонт в квартире. Ну как делал — строителей контролировал, покупал материалы и расходники, миллион раз подбирал краску под пол и платил деньги. Вроде бы всё готово: пол, стены, всё на месте. Но нет межкомнатных дверей. Квартира — малюсенькая «хрущёвка», поэтому привлекают разные конструкторские ухищрения для экономии пространства. Одно из таких — это складные двери. Искал по рынку и нашёл отличный вариант — комплект дверей и коробка всего за 10 409 рублей: двери BRAVO.
Производитель и дилеры
BRAVO — это производитель, сам он дверями не торгует, но предоставляет список дилеров, торгующих по его ценам. Воспользовавшись списком, нахожу компанию, которая, судя по заверениям на сайте, является фирменным салоном этой марки с 2006 года. О себе они пишут:
«Уважаемые покупатели! …
«Двери Браво» — это розничная сеть фабрики дверей «Браво», представленная интернет-магазином, магазинами при складе и фирменными салонами."
Слово «интернет-магазин» я подчеркнул не просто так. Оно же указано и в шапке сайта, и это важно. Продавец позиционирует себя как «официальная розничная сеть фабрики “Браво”». Однако цена на нужные мне двери на его сайте выше, чем у производителя, и комплект складных дверей BRAVO уже стоит 14 411 рублей. Меня эта цена устраивала, но уже видим, что производитель обещает одну цену, а его официальная розничная сеть продает на 40% дороже!
Запрос и расчёты
Списываюсь с менеджером и делаю предварительный расчёт нужных мне дверей по своим замерам. Сказали вызвать замерщика. Договорился, встретился, оплатил. После этого цена поднялась в полтора раза. Начал проверять спецификацию и вижу, что цена складной двери выросла вдвое. Спрашиваю, почему. Оказывается, посчитали два полотна вместо одного. Следите за руками.
Начинаю выяснять: раз дверь складная, к ней нужно 2 полотна, а не одно. На сайте ошибка, её исправили, и мне нужно заплатить больше.
Юридическая сторона: публичная оферта
Здесь важно отметить термин «публичная оферта». Оферта — это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое, во-первых, достаточно определённо, а во-вторых, выражает намерение заключить договор с адресатом.
Не зная этого термина, мы всё равно сталкиваемся с ним каждый день в магазине. Цена на ценнике в супермаркете предлагает нам заключить договор купли-продажи по указанной цене. Более того, лицо, объявившее оферту, обязано продать товар по этой цене. Именно поэтому, стоит в «Пятёрочке» принести ценник и указать на объявленную цену, продавцы продают по ней, даже если «скидки закончились». Это не их добрая воля, а их обязанность по закону.
По закону о защите прав потребителя это правило распространяется и на интернет-магазины. А как мы видим, это как раз интернет-магазин, который обязан соблюдать закон.
Я обратился к менеджеру Тимуру с просьбой продать товар по указанной цене. Он направил меня к директору через форму обратной связи на сайте. Директор Ирина отказала, сославшись на положение, что «Сайт не является публичной офертой». Попробуйте найти эту информацию на странице сайта .
Т.е. интернет-магазин отказывается работать как магазин, продавать по заявленным ценам и соблюдать закон о защите прав потребителя, просто написав об этом в малозаметном месте.
Заключение договора
Подумав, я решил всё-таки купить двери по заявленной цене, но менеджер сообщил, что нужной мне складной двери нет в наличии, и её нужно заказывать. Срок изготовления — 30 дней. Договор прислали мелким шрифтом. Если вам где-то предложат договор купли-продажи шрифтом меньше 8-го, можете не читать: это запрещено и обычно используется для обмана. Лист не был договором, так как не содержал данных о товаре, сумме покупки или сроках поставки, зато требовал 100% предоплаты. Договор предлагал заключить ООО «ДИМ» ИНН 5027243673, а подписывал Газиев Т.М. на основании доверенности. Генеральный директор ООО «ДИМ» согласно выписке из налоговой — Петракова Марина Сергеевна.
Я отказался и попросил прислать нормальный договор, и мне пришёл договор от другого юридического лица ООО «Двери Мебель», но с тем же ИНН. Договор был интересен, но в зоологических целях: покупать по нему я никому не рекомендую.
Что не так в этом договоре?
Начнём с названия. Это был договор розничной купли-продажи, изготовленного по индивидуальному заказу. Но я не собирался заказывать по индивидуальным эскизам, а приобретал вещь из серийного каталога, то есть не являющуюся индивидуальной. В договоре указывались признаки образца, изготовленного по индивидуальному заказу, что не соответствовало тому, что я покупаю.
Срок изготовления был указан 60 дней, а не 30, как обещал менеджер, причём продавец мог увеличить срок ещё на 30 дней. Т.е. мне обещали 30 дней, а в договоре предлагали срок до 90.
Кроме того, по договору я должен был принимать товар на складе продавца, несмотря на то, что заказал доставку. Также договор предусматривал невозможность отказаться от товара при необходимости 100% предоплаты. И, как вишенка на торте, договор не содержал ответственности продавца за задержку поставки.
Выводы и рекомендации
Я высказал замечания к договору и отправил их менеджеру, попросив внести изменения. Мне отказали, сославшись что договор они не меняют. На обращение к директору ни кто не ответил.
Так закончилась моя попытка купить двери BRAVO и не стать «лохом». Рекомендую внимательно читать договор перед подписанием и обращать внимание на сроки и ответственность сторон.
P.S.: Написал это эссе, чтобы помочь тем, кто сталкивается с похожими ситуациями. Год назад мой родственник заказал кухню, и её привозили частями полгода. Когда он решил защитить свои права, оказалось, что в договоре не были прописаны сроки поставки.