Тюнинг двигателя - увеличение мощности и крутящего момента
По сути, чтобы улучшить характеристики двигателя необходимо
увеличить его максимальные мощность и крутящий момент, а также диапазон
рабочих оборотов. Для этого есть два пересекающихся, но различных по результативности
способа. Первый и самый простой - не углубляясь в сам двигатель,
установить более производительные внешние детали. Как правило, это воздушный фильтр,
ресивер, дроссельная заслонка, распредвалы и система выпуска. Об этом мы писали
в № 10/2008. Тогда мы выяснили, что таким способом поднять максимальную мощность
можно в среднем на 20-30%. При этом от вас не потребуется больших финансовых
вложений, вы затратите минимум времени и сил. Второй способ - это так
называемая механическая доработка двигателя. Здесь можно выделить два подхода: увеличение
рабочего объема двигателя и доработка головки блока цилиндров. Сегодня мы рассмотрим
модернизацию головки блока. Отметим, что указанные два способа тюнинга двигателя
действительно пересекаются и дополняют друг друга: форсированный двигатель
просто потребует от вас более производительных внешних узлов.
Итак, головка блока цилиндров, или ГБЦ. Что это за узел, за что он отвечает и как обеспечить лучшую производительность двигателя его доводкой? Основной метод увеличения мощности и момента - подача в камеру сгорания как можно большей воздушной массы. Это и является главной целью тюнинга и доводки ГБЦ. Ведь головка блока, ни много ни мало, отвечает за впуск воздушной или воздушно-топливной массы в двигатель, формирование рабочих процессов и выпуск отработавших газов. И на всех тактах сопротивления движению поршня должны быть минимальными. У нас есть стандартная ГБЦ двигателя ВАЗ-2108. Мотор, прямо скажем, не самый резвый, поэтому будем его улучшать. Во-первых, обеспечим подачу большего количества воздуха в камеру сгорания, во-вторых, доработаем саму камеру сгорания в районе впускного и выпускного клапанов, и в-третьих, ошлифуем плоскость головки и затем соберем ее.
Для подачи большего количества воздуха необходимо
увеличить проходное сечение канала впуска, самое узкое место которого находится
в области впускного клапана. Подбираем впускной клапан с тарелкой большего
диаметра, после чего дорабатываем сам клапан на токарном станке. С помощью
специального кругового резца уменьшаем диаметр ножки клапана и убираем лишний
металл в месте сопряжения ножки с тарелкой. После обработки шлифуем фаску.
Этапы обработки и результат можно увидеть на фотографиях. Так как мы подобрали
клапан с тарелкой большей, чем у штатного, то и его седло должно
иметь больший диаметр. Штатное седло запрессовано, поэтому просто так снять его
и поставить новое не удастся. Для замены седла устанавливаем головку блока
в специальный станок и приводим по направляющей втулке поверхность седла
к горизонтали с помощью специального уровня. Далее устанавливаем резец
соответствующего диаметра и с автоматической подачей вырезаем штатное
седло. Далее работаем с камерой сгорания. Нам необходимо убрать лишний металл
вокруг впускного и выпускного клапанов и сделать «зализы» около них плавными
и гладкими. Тем самым мы добьемся более ровного и плавного потока воздуха
и выхлопных газов в районе входа и выхода из камеры сгорания. Так
как при доработке объем камеры увеличился, то необходимо убрать лишний металл с привалочной
плоскости ГБЦ (так мы сохраним изначальный объем камеры и избавимся от риска
детонации).
Теперь, когда все этапы выполнены, можно провести чистовую шлифовку поверхности головки. Для этого устанавливаем ее в универсальном станке, выравниваем горизонтально и специальным резцом, установленным на шлифовальном барабане, делаем сначала черновой, а затем чистовой проходы.
Вот, пожалуй, и все. Необходимо сказать пару слов о сборке. Чтобы установить новые направляющие втулок клапанов, кладем головку в специальную печь, а втулки заливаем жидким азотом. Под воздействием высокой температуры металл головки расширится, втулки легко встанут на свои места и после остывания жестко, с большим натягом схватятся с головкой блока.
Как устроены и какими бывают современные двигатели (моторы) для автмобилей