Российский рынок новых автомобилей не может отыграть минус
Несмотря на радостные пресс-релизы Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в которых уже больше года фигурируют цифры посткризисного роста, рынок новых автомобилей страны, в сравнении с успешно-докризисным 2008-м, по-прежнему демонстрирует отрицательную динамику. В абсолютных цифрах минус сократился и стал не столь пугающим, как прежде. По итогам сентября 2011, в сравнении нынешних итогов с рекордными показателями сентября 2008-го, падение рынка составило 4%. Однако на фоне красующейся в отчете АЕБ цифры роста в +26% (при подсчетах с оглядкой на провальный сентябрь 2010), реальные минус 4% наглядно демонстрируют то, что российский рынок по-прежнему не очнулся от кризиса, даже несмотря на появления новых машин, которые под действием рекламы покупает народ.
Если считать в абсолютных цифрах, то среди приличных и современных автопроизводителей на первых строчках красуются Hyundai, обогнавший устоявшегося лидера Шевроле и продавший за месяц 15 317 автомобилей (но в процентах, в сравнении с абосолютными цифрами сентября 2008-го, все равно минус 5% ), Chevrolet, переместившийся на вторую позицию реализовал 15 288 своих машин (в процентах - минус 6,5%) и Renault, у которого народ купил 12 078 автомобилей (рост +44%). Эту же статистику подтверждают автосалоны ауди москва.
Примечательно, что официальный отчет АЕБ о продажах новых автомобилей в сентябре 2011, в сравнении с сентябрем 2010-го, украшен красивыми цифрами роста, причем как в процентах, так и в абсолютных цифрах. Градусник АЕБ всегда показывает плюс! Но если настроить их же градусник на правильное сравнение докризисным периодом, то выходит, что автомобильный рынок страны никак не может выбраться из ямы.
Так, народ перестал приклонятся и покупать зазнавшихся японцев, в результате ведомой ими политики ценового хамства. Сильнее всего в этой номинации выделяются Honda, Subaru и Toyota. В докризисном 2008-м сентябрьские продажи Хонды составили 9946 автомобилей! А в реабилитирующемся сентябре 2011 объемы составили лишь трагичные 1568 автомобилей. Итог - падение на ощутимые 84%. Такая же ситуация у возгордившейся Субару. В 2008-м - 1894 автомобиля, в 2011-м только 1078, следовательно, утрата составила 43%. Абсолютная цифра Тойоты не столь скромна, ну, оно и понятно: перед тойотой в нашей стране почему-то принято приклонятся. Но часть фетишистов все же переметнулась к другим, уронив продажи Тойоты на 49% (за сентябрь 2008 - продано 18 233 авто, а за аналогичный период этого года только 10 066 машин). Сопоставимая ситуация у Митсубиси. У них в сентябре этого года продано 5641 единица, а три года тому назад было больше - 10 085 машин. Итого: падение на 44%. У Мазды минус 43%, чуточку лучше ситуация у Ниссана, но и у него минус 13%.
Европейские марки массового сегмента тоже не радуют ценами, а потому и не бьют докризисные рекорды продаж. Ford - минус 12% (12 600 машин - в2008-м и 11 129 в этом году), Opel - 27% (7758 автомобилей - раньше и 5659 - сейчас) Peugeot - минус 27,5% (в 2008 - 4810, в 2011 - только 3486), хотя некоторые европейцы растут даже несмотря на высокие цены. В лидерах - Citroen, в процентах у него 158% за прошедший сентябрь они реализовали 2659 автомобилей, а тремя годами ранее они продали всего 1032 авто! Вслед за Ситроеном блистает Фольксваген с цифрой роста на 124% (в 2008 лишь 5359 экземпляров, а сегодня уже 11 987). Не плохо растет и его чешский собрат Skoda, показывая прирост на 61%! Европеизированный азиат, партнер по концерну Хёндэ - бренд Kia тоже в честном плюсе, причем на весомые 73%!
В аутсайдерах и в премиуме все без изменений. Американцы - мрут, хотя у некоторых из них все еще чувствуется пульс. Audi, BMW и Mercedes-Benz - продолжают рост, а японский и британский премиум также стабильно теряет российский рынок.
Текст: Роман Харитонов