В АЕБ признались в лукавых подсчетах
Все уже привыкли, что последние два года, Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, (АЕБ) подсчитывает итоги продаж новых автомобилей, в том числе грузовиков, с оглядкой не на урожайный 2008 год, а с ориентацией на результат голодного 2009-го и не сытного 2010-го. При этом в отчете АЕБ ежемесячно мелькают обнадеживающие комментарии председателей комитета, настаивающие на том, что российский рынок демонстрирует уверенный рост. Но разве может идти речь о красивом росте в 100 или 200 процентов, разве уместны разговоры о восстановлении рынка, когда сегодняшние итоги сравниваются с показателями кризисных лет?
Наконец, в 2011-м иностранная совесть проснулась, и в официальном отчете АЕБ, в абзаце комментариев председателей комитета, прозвучали слова Дэвида Томаса: «Значительный рост промышленности продолжается, хотя и в несколько замедленном темпе по сравнению с первым кварталом. Но необходимо иметь в виду, что во втором квартале 2010 года впервые с 2008 года был отмечен рост, поэтому прямые годовые сравнения обманчивы. Устойчивый рост позволяет увеличивать наш согласованный прогноз до 2,35 миллиона в 2011 году по сравнению с нашей предыдущей оценкой в 2,24 миллиона».
Однако, несмотря на заявление Дэвида Томаса о том, что «прямые годовые сравнения обманчивы», в АЕБ признав свою ошибку, не стали менять привычный алгоритм, и подсчитали результаты по старому, опять сравнив итоги 2011 с показателями прошлого года, а не докризисного 2008-го. Также была посчитана и продажа европейских грузовиков в Питере.
В итоге вместо грезящего АЕБ роста на 42%, мы получили падение на 19%, поскольку за апрель 2008 было продано 291 020 машин, а за аналогичный месяц 2011 - только 235 711 автомобилей.
В абсолютных цифрах лидер рынка - Chevrolet, в штуках у нас в стране они продали больше всех - 15 626 автомобилей (не считая Лады). Но в процентах Шевроле не лидер. Ведь в 2008 ими было реализовано 23 708 машин, следовательно, в процентах у них потеря - минус 34%.
Бестселлеры 2008 года - Hyundai, Ford, Toyota, Nissan, Honda, Mazda, Mitsubishi тоже никак не могут реабилитироваться после кризиса. Хёндэ упал на 31%, Форд на 46%, Тойота на 29%, Ниссан на 20%, продажи грузовиков тоже упали. Хонда потеряла 75%, продав в апреле 2011 - 1696 машин, а в успешном апреле 2008 - целых 6703 автомобиля. По сравнению с Хондой, положение Мазды лучше, но все равно в их настроении чувствуются траурные ноты. Результат Мазды - падение на ощутимые 59%. Митсубиси, для которого российский рынок является ключевым, уже не один год испытывает трудности. За апрель они упали на 36%, продав 7362 автомобиля в этом году, против 11 450 штук в 2008-м.
Но сложности японских брендов меркнут перед давними американскими аутсайдерами. И проценты, и абсолютные цифры американцев вызывают сначала удивление, а потом недоумение, переходящее в чувство безнадежности. В коме лежит весь концерн Крайслер. Легендарный Джип за апрель продал по всей стране 92 машины (-63%). Это лучший результат в рамках концерна. Хуже чувствует себя Додж, реализовавший в России 31 автомобиль (-91%), а последнее место в некрологе, за Крайслером - у них за апрель продалось 9 машин (-93%). Всей троице впору заказывать траурный молебен...
К счастью, не все так мрачно, есть и те марки, у которых дела идут замечательно. Даже при честном сравнении с показателями 2008 года, у некоторых фирм случился настоящий рост, то есть сейчас они чувствуют себя лучше, чем до кризиса.
Лучше всех положение у Ситроена. Красивая французская машина пришлась по душе многим, и обрела за апрель 2126 покупателей, против 1045 в успешном апреле 2008 года, продемонстрировав тем самым рост в 103%! Молодец Фольксваген, они продали в этом году 8112 машин - итог прирост в 119% . Киа продолжает расти и развиваться, уже который месяц. За апрель корейский бренд вырос на 29% (14 059 машин). Отошел ото сна и Рено, французы растут второй месяц подряд. За апрель 2011-го они продали 14 472 автомобиля, а за апрель урожайного 2008 - лишь 11 049 единиц.
Текст: Роман Харитонов