12.11.2011

Автомобильный рынок страны на пороге победы над кризисом

В 2008 году мы потребили рекордное количество новых автомобилей. Но уже в конце 2008-го продажи покатились вниз. К 2009-му экономические трудности обострились,и тех пор автомобильный рынок прочно держался в минусе.

                В 2008 году мы потребили рекордное количество новых автомобилей. За все время существования России больше машин не продавалось никогда. Ни при Иване IV (Грозном), ни при Сталине, ни при Ельцине, ни при ком-то другом. В 2008 мы потребили почти три миллиона новых автомобилей!

                Но уже в конце 2008-го обозначились очевидные признаки серьезного кризиса и продажи потихоньку покатились вниз. К 2009-му экономические трудности обострились и стали повсеместным и вездесущим явлением. С тех пор рынок прочно держался в минусе, и хотя с 2010 года отчеты АЕБ (в которых Ассоциация Европейского Бизнеса сравнивала картину 2010-го с провальными результатами 2009) уже блистали и радовали ростом, истинная ситуация имела все ту же суть и по-прежнему находилась в забвении. Правильнее было сравнивать не с провалом кризисных лет, а с периодом благоденствия, когда все было хорошо, другими словами с показателями продаж 2008 года. И вычисляя результаты с опорой на урожайный 2008 год, цифры экономически не удавшихся лет из светлых и радостных, превращались в хмурые и печальные. Без всякой надежды на былое величие.

                И вот в сравнении итогов октября 2008-го и октября нынешнего наметился вектор победы над кризисом автомобильного рынка страны. Перехода в плюсовую зону пока нет, но потихоньку наметилось оттаивание, и градус стал согреваться. В процентах падение рынка в октябре 2011-го, в сравнении с октябрем удачного 2008-го составило минус 1,1%. Тогда в стране купили 243 650 машин, а в этом году 240 865 автомобилей.

                Причина оживления продаж не одна. Это комплексное явление, играет роль даже такое небольшое событие, как открытие нового интернет-магазина автоаксессуаров Premiumaks. Во-первых, первая часть кризиса действительно потихоньку отступила назад. Во-вторых, появились новые модели, которые под натиском рекламы народ бросился покупать. В-третьих, и это самое главное, люди привыкли к нынешним зверски дорогим и ничем необоснованным ценам, и теперь хватают скромные машины B-класса по цене больше, чем в полмиллиона рублей, хотя три года тому назад столько стоил хорошо упакованный автомобиль C-класса и уже были доступны некоторые модели D-класса.

                В этой связи истинный рост получился у половины фирм, официально представленных в России, хотя хватает и тех, у кого продажи по-прежнему остаются в отрицательной зоне. Среди абсолютных и бесспорных лидеров на протяжении уже всего года: Kia (+175%!), Volkswagen (137%!), Skoda (+54%!) и Citroen (+118%!). То есть у этих брендов все лучше, чем до кризиса, лучше, чем было в урожайном 2008-м, причем уже целый год. С недавних пор в плюс ушли Renault (+56%), Nissan (+60%), Hyundai (+28%), в первую очередь благодаря хорошему, но явно переоцененного по деньгам Солярису. Процентный рост демонстрируют и другие фирмы, правда в абсолютных цифрах их достижения выглядят уже не столь впечатляюще. Такая картина у Suzuki (+1.3% - сейчас продано 3264 автомобиля), у Volvo (+56% - дилеры в октябре 2011-го продали 1935 машин), у Cadillac (+89% и 227 единиц), у Jaguar (+23,5% - продано 126 штук), у Jeep (+63% и 266 автомобилей), здесь же рядом Porsche (+255% и 320 экземпляров).

Основная премиальная тройка также в традиционном плюсе. Audi (+56%), BMW (+66%), Mercedes-Benz (+67,5%). И аутсайдеры  те же: японские - Honda (-85%), Mazda (-33%), Toyota (-48%) и американские - Dodge (-98%!) и Chrysler (-92%!).

Текст: Роман Харитонов               


Статьи по теме