Американцы выбросили гибрид в помойку
Все годы существования автомобиля в США ключевыми заповедями американских моделей были размер, мощь и комфорт. Именно из этого формировались представления, складывались традиции, рождались иконы. У Шевроле это Chevrolet Suburban, Chevrolet Camaro, Chevrolet Corvette. У фирмы Dodge - Viper, Durango и Ram. У Форда - Ford Mustang, Ford Bronco и исполинский пикап F-250.
Сопоставимый размах и масштабы были и у автомобильного рынка США в целом. Официальное присутствие на американском рынке обеспечивало любому автопроизводителю светлое будущее и возможность маневра. Наличие собственного завода на территории США - свидетельствовало о верной стратегии и подтверждало правильное направление в бизнесе.
Но случившийся в конце 2008 года кризис, сильно ударивший по США и ее автомобильному рынку, осложнил жизнь иностранным автопроизводителям и поставил на грань разорения собственный General Motors, который тут же попросил у Конгресса денег на будущее. GM ожидал быстрой реакции, щедрой помощи и скорого исполнения. Однако правительство сделало хмурую мину, стукнуло кулаком по столу и неохотно потянулось за государственными деньгами в сейф. Тогда американский GM в ответ выложил на стол аргументы. «В таком случае мы сократим штат рабочих или даже закроем заводы!». Конгресс испугался, но виду не подал и пообещал дать деньги только под инновационный проект по разработке электромобиля. Концерн согласился, тут же взявшись за разработку собственного электромобиля, по сути оказавшимся классическим гибридом, который много десятилетий тому назад изобрели сами американцы, но за ненадобностью и бесполезностью идеи бросили патент в продажу, где его тут же подобрали японцы, воплотившие американскую технологию в жизнь в своем Prius. Примечательно, что Форд в кризис не дрогнул и даже не смотря на сложность ситуации выживал только на свои деньги. А вот аббревиатуру GM после государственных инвестиций общественность стала расшифровывать, как Government Motors.
Но если обернуться назад и углубиться в историю получается, что американцы не зря закрыли тему и продали ненужную идею Тойоте, которая платит им дивиденды с каждого проданного в мире Приуса. Их Chevrolet Volt и соплатформенный Opel Ampera, выиграв всемирный конкурс автомобиля года Car of the Year 2012, как и любой гибрид или электромобиль так и не стал полноценной машиной. И покупатель отлично знает об этом. Поэтому, по прошествии нескольких лет, в General Motors вдруг осознали не рентабельность родных гибридов и в ближайшем будущем решили закрыть завод, где делают Volt. Ведь ни кредитные, ни лизинговые программы не привлекли клиентов. Спрос на Chevrolet Volt падает. За год было продано всего 13,5 тысяч электрических Chevrolet, хотя в компании планировали продать 40 тысяч автомобилей. В некоторых дилерских центрах Chevrolet в Америке за год продали всего один Volt. Именно эта ситуация вынудила GM закрыть производство Volt на четыре недели, завод остановит сборку машин с 17 сентября. Стоит отметить, что это уже вторая остановка конвейера Volt в этом году, первый раз конвейер вставал в марте из-за затоваривания складов и низкого спроса на Chevrolet Volt. Тогда завод не работал пять недель. Примечательно, что эту машину американцы давно выпускают себе в убыток, теряя на каждом экземпляре по 50 тысяч долларов. Есть подозрение, что следующее закрытие будет уже навсегда.
Закроют и направление гибридных внедорожников концерна. Гибридных версий Chevrolet Tahoe и Silverado, GMC Sierra и Yukon в продаже не будет. Эти машины будут продаваться исключительно с привычными американцам атмосферниками V8. Причем в нынешних вариантах и в последующих генерациях. А ведь в начале кризиса GM вовсеуслышание заявлял, что следующих поколений легендарного Suburban и Silverado больше не будет, а вместо них Америка будет ездил на гибридах и малолитражках. Но снова ощутив сытость, американцы пересмотрели картинку светлого завтра, сохранив привычные и понятные ценности.
Текст: Роман Харитонов