28.04.2012

Видимость деятельности как знак времени

Электромобили, велополитены – таким нам обещают «светлое» экологическое будущее. Наступит ли оно или это очередной способ освоить деньги из нашего кармана?

Последняя неделя ознаменовалась сразу несколькими громкими заявлениями - сначала выплыла из небытия фантастическая идея создания велополитена, а чуть позже власти заявили, что электромобилям будет предоставлено право ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Следом за этим Андрей Панков, председатель Подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП, заявил о необходимости введения нулевой ставки НДС при ввозе и продаже электромобилей. Такую позицию он обозначил на Круглом столе, организованном Подкомитетом по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ, который состоялся 25 апреля 2012 года с участием представителей Минтранса, Минпромторга, Минэнерго, РСПП. Также А. Панков уверен, что частью либерализации рынка электротранспорта может стать отмена транспортного налога на этот вид автомобилей.

Бравурные лозунги так и обещают экологическое «счастье» - зеленый город, веселые прохожие, все на велосипедах. Эдакий скетч из сериала «Эврика». Но кино пока получается больше похоже на апокалиптические блокбастеры. Город уже стал зеленым - именно такие облака из пыльцы накрыли Москву, заставляя особо чувствительных готовиться к Концу Света прямо сейчас. Толп велосипедистов в деловых костюмчиках почему-то не наблюдается, зато оживились совершенно оторванные байкеры. Причем некоторые из них решили, что просто пугать водителей до инфаркта, вылетая на бешенных скоростях в промежутки между машинами, - это уже прошлый век. Теперь можно начать и грабить зазевавшихся автовладельцев.

Борьба за пешеходов и «культурную парковку» оборачивается тем, что представители этих двух сторон скоро вцепятся друг другу в глотку: размещаемые теперь уже официально машины на пешеходных тротуарах вытесняют пешеходов на дороги, пешеходы же платят автомобилистам полным отсутствием мозговой активности, выходя на дорогу, даже не посмотрев по сторонам. Попытки властей бороться с пробками над землей пока привели к тому, что в метро наблюдаются чудовищные столпотворения, куда попасть можно только поучаствовав в ролевой игре взятия Зимнего штурмом.

Но хватит об апокалиптических картинах. Уже год с лишним продолжается пиар-кампания по борьбе с пробками. И это неудивительно, ведь ей дал добро аж сам временный заместитель Президента. Что же реально было сделано за это время?

Пожалуй, несмотря на всю критику выделенных полос, они принесли свои плюсы на многих направлениях автобусного движения. Автомобилисты потихоньку привыкают к тому, что справа мимо них дефилируют автобусы, в то время как они жмутся в толкучке. Есть, конечно, и перекосы. Например, на эстакаде Проспекта Мира счастливый автомобилист пересекает по своей полосе ул. Бориса Галушкина, и попадает на выделенную полосу для общественного транспорта. Тут же его ждет «сюрприиииз!» - камера автоматической фиксации. И вынужден бедный автомобилист то ли на перекрестке нарушать правила, меняя рядность, то ли плюнуть и ехать дальше, но в любом случае улыбаться и ожидать прибытия весточки от почтальона. В других местах выделенные полосы внезапно обрываются развязками, путая водителей окончательно: с какого ряда перестраиваться, кто кому уступает дорогу. Ладно, жители крупных городов уже более-менее привыкли к постоянным подвохам на дороге - то разметка знакам противоречит, то наоборот, то все они отсутствуют, и делай что хочешь. А вот жителей провинции можно лишь пожалеть: оказавшись в большом городе, они попросту теряются. Что говорить, например, Калужская область до сих пор не в курсе, что правила проезда по круговому движению давно уж как поменялись - там по-прежнему считают, что прав тот, кто въезжает на круг. Да и это далеко - есть примеры и поближе. Так, усилиями местного ГИБДД, расставившего как попало знаки на кругу у Дмитрова, каждый проезд через круг превратился в аттракцион «пронесет - не пронесет».

Теперь о другой модной тенденции - велосипедном движении. Мало того, что данный вид транспорта в условиях Москвы могут использовать исключительно молодые, здоровые и крепкие физически люди, так еще и полгода им пользоваться вообще нельзя. Но активное хаотичное проталкивание властями идеи велосипедов продолжается без какой-либо попытки осмыслить производимые телодвижения. Характерная особенность та же, что и у выделенных полос: внезапно велодорожки заканчиваются, и девайся, дорогой велосипедист, куда хочешь. А ведь протащить велосипед даже через подземный переход далеко не простая задача, а частенько и тех не предусмотрено. Едешь себе, едешь - раз, автомобильная многорядная развязка и ни переходов, и ни переездов... Так и остается велотранспорт уделом молодых фанатов дышать выхлопными газами полной грудью. Вот и очередное заявление о создании велополитена выглядит, по меньшей мере, также, как когда-то идея создания монорельса. Конечно, хорошо все это, но важно же исполнение в первую очередь. А вот создали монорельс кое-как, не рассчитав ни пассажиропоток, ни его актуальность в этом месте. В общем, оказался он сейчас чудовищно дорог и не нужен - хоть бери, и разбирай всю эту «инновационную» конструкцию. И все забыли, что денег в свое время «попилили» на этом проекте все и очень хорошо.

Но самое модное направление - развитие электромобилей. И заправки бравурно строятся, и громкие заявления делаются. Об одном лишь умалчивается, что электромобиль доступен лишь 1 проценту населения Москвы - например, стоимость электромобиля Мицубиси под 2 миллиона рублей. Конечно, это мило, что власти задумались о том, что надо бы этим машинкам преференции сделать, разрешив им выезд на выделенные полосы - и то правильно, электромобилю в пробке стоять куда хуже, чем бензиновым собратьям, можно же и совсем не доехать. Но на деле это обернется лишь тем, что на весь многомиллионный город сотня - другая автомобилей будет разъезжать по этим полосам, вызывая бешенство окружающих. Если же разрешить выезжать гибридам туда же, возникает вопрос: а как будет отслеживаться то, что автомобиль - гибридный? На нем же нигде транспарант не висит! И никаким другим образом без введения отдельных номерных знаков, указывающих на то, что автомобиль «электрический», здесь не выйти из ситуации. Ведь сотрудник ГИБДД или оператор видеокамеры всегда может сослаться на то, что не разобрался, гибридный, электро- или еще какой мобиль там был. И будет снова закон что дышло...

Снижение же налоговой ставки на электромобили, а то и полная отмена транспортного налога, - дело, несомненно, правильное. Но при таких ценах на электромобили, совершенно ничего не решающее. Для гибридных автомобилей это еще хоть что-то могло бы дать, а вот исключительно для электромобилей...

Так и хочется пожелать градоначальникам - развивайте нормально общественный транспорт. И электрический в том числе. Чтобы пользоваться им было удобно и недорого. Закупите нормальный автопарк или содайте льготные условия перевозчикам, использующим экологически чистые автобусы. Чтобы не было разбитых газелей, которые не то что ЕВРО-4, дай ты бог ЕВРО-0 бы соответствовали, где к тому же водитель едва балаболит по-русски, а ездит так, что без валидола доехать до места назначения невозможно. Реорганизуйте автобусные маршруты, изучив пассажиропотоки и нужды людей. Развернитесь, наконец, лицом к жителям, и перестаньте кормить всех громкими пиар-акциями.

Текст Натальи Парамоновой

 


Статьи по теме