ФАС не в силах повлиять на автобизнес
В автобизнесе кризис. Причем не только экономический, но и качественно-структурный. На всех этажах отрасли: начиная с самого верха и заканчивая любым нижним звеном. Отношения между игроками отрасли в большинстве случаев отнюдь не партнерские, а вражеские. Сильнее всего от этих междоусобных войн страдает клиент: хамские цены на автомобили и сервис, низкое качество обслуживания, отказы по гарантии.
Любую альтернативу бизнес и государство старательно отбирает у клиента. Шантаж гарантией, привязанность обслуживания у официалов ради беспрепятственного прохождения техосмотра, навязывание запчастей, допоборудования, аксессуаров.
Пару лет назад в этой истории случился любопытный прецедент: Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) покусилась на отношения между официальными дилерами и представительствами, уличив дистрибьюторов в нарушении антимонопольного законодательства. Сущность коллизии сводилась к требованию снизить издержки вступления в бизнес и пустить на рынок сервиса и обслуживания независимых игроков, предоставив им доступ к источникам оригинальных запчастей. Примечательно, что претензии со стороны ФАС были обозначены лишь в отношении пяти представительств, хотя ситуация абсолютно идентична и у остальных марок. (ФАС оскалилась на дистрибуторов)
С тех пор прошло почти два года. Недовольство ФАС тогда не привело ни к каким последствиям. Независимые игроки рынка так и не получили никаких прав, официальные дилера конкуренции, а клиент выигрыша в качестве и цене. Реакция обозначилась лишь сейчас, когда по СМИ прошла весть о разработке регламента поведения автопроизводителей и их дилерской сети. Антимонопольная служба позвала на помощь Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ). Вместе, в сентябре 2013, они планируют согласовать новые правила игры в автобизнесе.
Клиенту этот регламент не даст ничего. Ключевое слово в готовящемся документе «добровольно». По мнению АЕБ и ФАС, автопроизводители должны добровольно взять на себя обязательства по усилению прозрачности работы с новыми и существующими дилерами, созданию недискриминационных условий доступа на рынок, заключению долгосрочных дилерских соглашений. Другими словами АЕБ и ФАС дают представительствам наставления, призывая их к совести. Это полезно в воспитании детей дошкольного возраста, но никак не в случае с уже состоявшейся системой, живущей по собственным правилам.
Чрезвычайно показателен комментарий ответственного лица российского представительства Toyota Motor, данный в интервью РБК daily: «Мы рассчитываем, что правила игры на рынке со вступлением в силу документа станут более прозрачными. Детальные оценки и прогнозы в настоящий момент давать преждевременно».
Но кто же, как не они (представительства) завышают стоимость вхождения в бизнес, шантажируют сроком дилерских соглашений (если соглашение будет разорвано, то дилер омертвит капитал построенным под дилерский центр шоу-румом) и распространяют запчасти исключительно внутри дилерской сети. При таких полномочиях рассчитывать, что правила игры на рынке со вступлением в силу документа станут более прозрачными, как минимум, бесчестно.
Добровольно-рекомендательный тон документа не заставит производителей и их представительства пересмотреть сложившийся формат отношений. Регламент, конечно, появится, но пользы конечному потребителю не принесет, зато наглядно докажет беспомощность и бесполезность ФАС. Жаль, что АЕБ обнажает похожую сущность.
Текст: Роман Харитонов