30.10.2012

Стратегия оптимизации Форда

Глобальный кризис не обошел легендарное детище Генри Форда: автоконцерн Ford перетряхивает свои мощности в Европе – часть закроется, а часть поменяет дислокацию.

Ключевой фактор капиталистического строя - прибыль. Если капиталист имеет стабильный прирост капитала, то для общества это бесспорное благо. Налоги капиталиста обеспечивают государству стабильное развитие, а гражданам - широкий спектр социальных гарантий. Чем больше успешных капиталистов существует на экономической арене страны, тем лучше этому государству.

Работая на собственный кошелек, богатый капиталист одновременно удовлетворяет потребности весомой части остального общества. Именно поэтому важнейшая составляющая государства поддержка капиталиста и его бизнеса.

А когда делу капиталиста становится плохо, то страдают от этого в первую очередь граждане, и только во вторую - он сам. Это давно известная истина, которая периодически повторяется во время мировых финансовых сложностей и проблем.

Автомобильная отрасль во многом социально важный сектор экономического развития государства. Положение дел на автомобильном рынке конкретной страны наглядно показывает правильность направления вектора политики власти. Когда в автомобильной промышленности дела обстоят плохо, падает спрос, следующими звеньями этой цепи будут непременное сокращение рабочих, лишение их зарплат (которое частично компенсируется социальным пособием по безработице от государства, но это дополнительные траты для бюджета и лишняя статья расходов), а, следовательно, и снижение экономической активности граждан, падение ВВП и снижение темпов развития государства.

В последние годы подобные расклад сложился в Европе. Автомобильный рынок европейских стран практически весь 2012 год был в минусовой зоне. Страны с экономикой по сильнее показывали более стабильные результаты, более слабые страны пугали чудовищностью падения.

В экономическом смысле Великобритания не самое сильное государство. Там многом много проблем, связанных с нехваткой бюджета и низким объемом экспорта (Британия не почти ничего  не экспортирует из товаров массового потребления, ведь производственных площадок, ориентированных на широкие слои населения, у них почти нет - все вывезли в более дешевые развивающиеся страны).

Вот и глобальный автогигант Ford несколько дней назад обмолвился планами о закрытии двух английских заводов. Хотя официально Ford не подтвердил, но и не опровергнул слухи, сразу два источника, знакомых с ситуацией в британском автопроме, подтвердили агентству Bloomberg, что выпуск коммерческого Ford Transit в Саутгемптоне будет прекращен. По оценкам AFP закрытие сборочного цеха оставит без работы 500 человек. Сейчас мощности завода в Саутгемптоне загружены менее чем на треть: завод выпустил всего 30 тысяч автомобилей при уровне окупаемости в 200 тысяч. Таким образом, Ford Transit будет собираться только в Турции. Но еще 1000 потеряют работу из-за закрытия другой производственной площадки Форда в Дагенхаме, где осуществляются штамповочные работы.

Сокращением производства Ford пытается компенсировать убытки, которые, по прогнозам, в этом году составят 1,2 млрд евро. И старается сделать это максимально гуманно. Ведь в общей сложности на предприятиях Форда в Британии сейчас трудятся около 11,4 тыс. человек, а сам Ford, как производитель, присутствует в Англии уже 101 год. Последний раз массовые сокращения на заводах Ford в Великобритании проходили десять лет назад в Дагенхаме - тогда без работы остались более 2000 человек.

Несмотря на закрытые двух заводов, у Форда в Великобритании останется еще две других площадки по выпуску агрегатов и комплектующих для автомобилей марки. Одна из них находится в Бридженде, другая в Хэйлвуде.

Из-за закрытия заводов мировые объемы выпускаемой продукции Ford сократятся на 18%, что в пересчете на автомобили составит 355 тысяч машин. Зато согласно расчетам топ-менеджмента американской марки это позволит сэкономить компании легендарного Генри Форда до $500 млн.

В борьбе за рентабельность производств накануне Ford объявил о закрытии еще одного завода, правда, в другой европейской стране - в Бельгии, где сейчас делают Ford Mondeo (для ряда европейских рынков) и Ford S-MAX. Из-за остановки конвейера работы лишатся 4,3 тыс. человек, работающих непосредственно на заводе, и еще пять тысяч человек на предприятиях-смежниках. Выпуск этих моделей Фордовцы перенесут в другую европейскую страну, но с чуть более дешевой рабочей силой - конвейер переедет в испанскую Валенсию. Производственные мощности испанского предприятия будут оптимизированы за счет перемещения выпуска компактвэнов C-Max и Grand C-Max в немецкий Саарлуис. Сейчас из-за низкого спроса Ford способен загрузить всего 68% производственных мощностей бельгийского завода, тогда как для окупаемости должны быть задействованы 80% возможностей завода.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме