Ford ренгеном контролирует качества автомобилей
Марка Форд, в процессе разработке новых деталей и анализе их дефектов применяет рентгеновскую дефектоскопию. Ранее рентгеновская дефектоскопия использовалась лишь для контроля качества железнодорожных рельс, продукции авиа и ракетостроения.
Прежде использование X-лучей в автомобильной промышленности было весьма ограниченным. Традиционный тип рентгеновского оборудования, использовавший пленку, занимал большое количество времени. Именно это делало его неэффективным для использования в автомобилестроении.
Применение рентгеновского исследования, традиционно более используемого в медицинской сфере, компания Ford начала еще в 2002 году, оценив ее потенциальные преимущества при производстве автомобильных комплектующих. Теперь, после того как начала осуществляться продажа авто в Новосибирске и специалисты Ford в тесном сотрудничестве с производителями рентгеновских аппаратов внесли в оборудование необходимые доработки с тем, чтобы упростить его применение на предприятиях компании, оно стало надежным помощником в работе инженеров, которые отвечают за безупречное исполнение всех компонентов автомобиля как снаружи, так и внутри.
После совместных доработок рентгеновской аппаратуры инженеры Форда могут принести автокомпонент в лабораторию материалов и изучить его внутреннюю структуру в режиме реального времени. Оператор может увеличить и уменьшить масштаб изображения компонента, повернуть его и изменить плотность потока рентгеновского излучения для того, чтобы обнаружить мельчайший внутренний дефект.
Только специалист может заметить эти дефекты - подобно врачу, который ищет перелом кости или затемнение на легком, но ни одна проблемная область не останется незамеченной рентгенологом и инженером. Такая технология особенно полезна при оценке опытных образцов - от приборных панелей до колес с литыми дисками и даже стекла, но ее также можно использовать для осмотра компонентов, которые вышли из строя. Одним из ключевых преимуществ этой технологии является возможность проведения осмотра внутренних элементов, таких как электронные чипы, с тем, чтобы найти сгоревший предохранитель или аналогичную деталь без риска дополнительных повреждений, которые возникают при разборе компонента, например, при его вскрытии для осмотра под микроскопом.
Новая методика также предусматривает возможность проведения трехмерной компьютерной томографии. Такая технология основана на использовании рентгеновского излучения, позволяющего получать двухмерные изображения (720 2D), и специального программного обеспечения для создания трехмерного изображения. Полученное трехмерное изображение можно затем поворачивать и исследовать на мониторе компьютера, есть также возможность сделать изображение прозрачным. Эта способность может быть особенно полезна при обнаружении, например, таких проблем, как закупоривание топливопроводов или линий подачи воздуха. При этом инженер может получить абсолютно уникальное изображение, как бы изнутри трубопровода.
Так как изображение создано с помощью рентгеновских лучей, данная технология обеспечивает еще одно важное преимущество: элементы различной плотности могут быть изолированы и затем выведены на экран как отдельное изображение. «Мы можем перемещать элементы, выполненные не из стали, например, медные, резиновые или пластиковые детали, что дает возможность разделять исследуемый компонент на составные части», - сказал Г.Остин. - «Мы можем видеть пустоты в литом изделии - например, если в этом компоненте есть каверны, заполненные воздухом, мы можем удалить воздух и измерить размер каверны или дефекта».
Использование этих аппаратов в лаборатории материалов не только позволяет помочь инженерам Ford в разработке новых компонентов, но и обеспечить оперативное выявление любых потенциальных проблем на ранней стадии. «Мы обнаруживаем мельчайшие дефекты еще до того, как они превратились в большую проблему. И это главное», - сказал Г. Остин.
Текст: Роман Харитонов