ГЛОНАСС в народ
Отечественная разработка глобальной навигационной системы была инициирована в первую очередь в противовес американскому GPS еще по заказу Министерства обороны СССР. Задача была сформулирована ясно и точно: сделать отечественную систему оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Космическая промышленность, щелкнув каблуками, бросилась исполнять.
Но система не задалась. На эту тему даже есть анекдот: «Можно ли вновь сделать Землю плоской, а не круглой? Можно, но зачем? Потому что иначе ГЛОНАСС не работает...» Помешала острая проблема современной России - коррупция. Власть хоть и борется с ней усиленно и даже изредка побеждает ее (Нургалиев, например, целых два раза побеждал коррупцию в полиции), но проблема все равно оказывается сильнее. Вот и работоспособность системы ГЛОНАСС стала жертвой гигантских откатов, взяточничества и воровства. Подсчитать точное число упавших на дно Тихого океана спутников ГЛОНАСС уже мало кто может: сбились со счета.
Ясно, что система не удалась. Ясно, что потрачены огромные деньги. Ясно, что они разворованы. Поэтому хотя бы как-то государству было необходимо компенсировать гигантские затраты. А чтобы это сделать нужно обязать устанавливать эту систему обычных водителей. Это невероятно трудный, но безвыходный шаг. Поэтому первый удар пришелся на государственный транспорт. В Казани уже несколько лет все городские автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС, но реальной пользы от этого нет. Москва пошла еще дальше, решив установить ГЛОНАСС в трамваи, метро и троллейбусы, на которых в принципе нельзя заблудить. Следующий шаг - грузовики, а потом простые водители. Перспектива вполне реальная, хотя и здравого смысла в ней нет.
Это же подтверждает руководитель отдела рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов, прокомментировавший поддержку Правительством РФ проекта федерального закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» ранее. «Обязательное оснащение всех автомобилей системой экстренного реагирования при авариях на базе ГЛОНАСС, на первый взгляд, представляется весьма спорным решением. С учетом сегодняшнего развития современных средств связи вызов экстренных служб на место ДТП в большинстве случаев не представляет серьезной проблемы. Кроме того, не совсем ясен механизм, с помощью которого всех водителей обяжут установить ГЛОНАСС на свои автомобили», - сказал на прошлой неделе эксперт.