Генри Форду исполнилось полтора века
30 июля 2013 на всех континентах во всех офисах фирмы Форд состоялся грандиозный праздник с счастливыми поздравлениями, торжественными словами, радостью и купанием в шампанском. Отцу-основателю легендарной марки Ford исполнилось 150 лет.
Сделать массовым предмет, доступный прежде лишь узкому кругу лиц, заслуга неоспоримая. Хотя рецепт в общем-то незатейлив, нужно максимально упростить вещь, сохранив при этом ее главную функцию. Применительно к автомобилю это означает способность самостоятельно ездить. Все остальное - вторично.
Генри Форд, создавая машины, в первую очередь придерживался именно этой стратегии. Идея запустить конвейер, увеличивающий тиражи производимых автомобилей и снижающий их себестоимость, а как следствие и цену, пришла отнюдь не в один день. Автоматизация производства состоялась лишь спустя четырнадцать лет автомобильной деятельности Форда. А первым этапом в прочном становлении инженера-предпринимателя стала именно простота и доступность конструкторских решений. Конвейер был следующим, пусть и не менее гениальным, шагом.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года вне города, став старшим ребенком в семье, что автоматически сваливало на его плечи работу и труд, хотя в ту пору младшим детям часто жилось не слаще. В сельскохозяйственном детстве Генри периодически случались городские поездки, вызванные бытовыми задачами. Обстановка в городе завораживала: толпы людей, строящиеся небоскребы, суета и... машины, поразившие ребенка своей основательностью и изменившие в будущем его жизнь. Изменившие потому что в человеке была мотивация, деятельность и стремление. Глядя на недоступную роскошь, Форд не поник, а начал осваивать механику, технику и инженерию, вскоре прослыв у себя на селе мастером на все руки.
Карьера Форда началась не с автомобиля. Но от того не потеряла ничуть. Первым местом работы молодого инженера стала респектабельная, в ту пору, Электрическая компания Эдисона, сегодня сопоставимая по размаху и имиджу, например, с Google. Способность, талант и желание Форда там оценили, отправив его вверх по служебной лестнице, вплоть до главного инженера, обеспечив ему независимость и возможность тратить деньги сверх базовых потребностей. Финансовые возможности Форда пошли в собственные разработки. Вполне ожидаемо и понятно, что затеи были связаны не с электричеством, а с бензином, двигателем внутреннего сгорания и, как следствие, с автомобилем. Генри Форд был полон решимости, идей и задора, что в 1899 году вылилось в Детройтскую автомобильную компанию - первую собственную автоконтору Форда. Потенциал был многообещающим, но условия сложились иначе и в 1901 фирма надорвалась и закрылась. Однако провал Детройтской автомобильной компании не означал иссякание потенциала. Он оставался и послужил основой открывшийся вскоре компании имени Генри Форда - Henry Ford Company. С дистанции прошедших лет вполне уместно допустить, что именно эта компания превратилась в ныне существующий Ford Motor Company, хотя в действительности это не так. В 1902 году Henry Ford Company тоже канула в архивы, а Форд продолжил свою работу вне фирм и компаний и сделал две гоночные машины - «Arrow» и «999», схватившие на популярных гонках первое место. Выигрышный расклад привлек к инженеру внимание со стороны углеторговца, выступившего в последующим инвестором для Ford Motor Company, под флагом которой с 16 июня 1903 года началась все последующая деятельность инженера Форда и марки Ford - компании с богатой историей, достойными достижениями, легендарным Ford T и конвейером, неоднократно упомянутым в школьных учебниках истории, обществознания и иногда экономики.
Текст: Роман Харитонов