Фургоны нагрузят пошлинами?
Как стало известно изданию "Коммерсант", антидемпинговое расследование в отношении импорта в страны Таможенного союза (ТС) легких коммерческих автомобилей (LCV) может обернуться резким ростом пошлин. Выше всего угроза для Volkswagen, Mercedes-Benz, Fiat и Peugeot-Citroen, которые ввозят машины из Германии и Италии: для них пошлина может вырасти с 10% до 40%. По данным «Ъ», легче всего может отделаться Ford - пошлина на машины из Турции, где у компании завод, составит 20%. Источники, близкие к Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Таможенного союза, чиновники и участники авторынка рассказали "Ъ", что 12 апреля консультативный комитет по торговле при ЕЭК рассмотрел предварительные итоги антидемпингового расследования в отношении импорта в страны ТС легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии, Польши и Турции.
Напомним, расследование инициировала "Соллерс" осенью 2011 года. "Комиссия сочла убедительными доказательства демпинга при импорте LCV с дизельным двигателем, поэтому, скорее всего, будут введены пошлины",- сказл один из собеседников "Ъ". Если меры будут приняты, и она, и группа ГАЗ смогут увеличить долю на рынке, а иностранным автоконцернам придется локализовать производство LCV в России.
Сейчас пошлина на дизельные автомобили LCV составляет 10%, и антидемпинговые пошлины добавятся к ней на пять лет. Пока ставки не утверждены, но рассматривается увеличение пошлин на машины из Германии до "более 40%", из Италии - "чуть ниже", но "не менее 40%". Меньше всего пострадает импорт из Турции, там речь идет о росте пошлины "примерно до 20%". Источники "Ъ" не знают, на каком уровне будет пошлина на машины из Польши, но один из них предполагает, что, поскольку оттуда в основном ввозятся LCV Volkswagen, пошлина может быть такой же, как и в отношении автомобилей из Германии.
В ЕЭК подтвердили "Ъ", что расследование вышло на "финальную стадию", решение должно быть принято "в течение нескольких недель", консультации с представителями ЕС и сбор комментариев "от заинтересованных сторон" продолжаются. Ставки пошлин в ЕЭК комментировать отказались.
Из материалов расследования, опубликованных на сайте ЕЭК, следует, что оно проводится в отношении LCV полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем объемом до 3 л и типом кузова "фургон" или "комби-грузопассажирский фургон". Конкретные производители в документе не упоминаются. Источник "Ъ" на рынке поясняет, что расследование проводится "в отношении того типа LCV, который наиболее активно импортируется", поэтому, например, в описании LCV указан именно дизельный двигатель.
Эксперты по-разному оценивают последствия введения пошлин. Так, Владимир Беспалов из «ВТБ-Капитала» считает, что "на фоне общего замедления рынка и продаж LCV защитные меры очень кстати для отечественных производителей. На этом фоне правительство уже начало разрабатывать не противоречащие ВТО механизмы поддержки автопрома и антидемпинговые расследования, как допустимые организацией меры они могут начать использоваться достаточно часто. В самой ЕЭК также заверяют, что "комиссия проводит расследования строго в соответствии с нормами ВТО". В своем комментарии «Ъ» Беспалов сказал, что из-за введения пошлин импорт LCV, на который сейчас приходится около трети рынка, может упасть до примерно на 20% и стимулировать иностранные автоконцерны локализовывать производство в России - например, на ЗиЛе.
Напомним, по данным источников "Ъ", запуск производства LCV на ЗиЛе рассматривают Fiat, Peugeot-Citroen и Renault. Mercedes планировала в этом году начать производство LCV Sprinter на мощностях группы ГАЗ. Но, отмечает Владимир Беспалов, организация сборки потребует времени, за которое группа ГАЗ, только начавшая производство новой модели "Газели" Next, и "Соллерс" в партнерстве с Ford могут нарастить доли на рынке.
В свою очередь, руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов считает, что основными потребителями ввозных подержанных автомобилей являются малые предприниматели, у которых не всегда хватает оборотных средств на новые машины, поэтому введение новых пошлин негативно скажется на коммерческих перевозках. «Нужно отметить, что в данном случае предприниматели покупают достаточно качественные машины в хорошем техническом состоянии, поскольку им нужны «рабочие лошадки», которые можно активно эксплуатировать без опасения поломок, - говорит Лезжов. - Введение заградительных пошлин приведет к резкому снижению и так низкой покупательской способности - данный тип потребителей не сможет без поддержки покупать новые автомобили. Гораздо более интересной выглядит идея возвращения льготных кредитов. Это позволит стимулировать потребительский спрос и подстегнуть рост продаж новых коммерческих автомобилей. Однако учитывая уровень бизнес культуры в России, можно предположить, что далеко не все предприниматели смогут получить кредиты, поэтому для стимулирования рынка целесообразно сочетание льготного кредитования и сохранение таможенных пошлин на текущем уровне».