Участникам российского рынка авторециклинга предлагают развивать горизонтальные связи
Поможет ли развитие горизонтальных связей выжить в условиях отсутствия необходимого законодательства? Однозначного ответа на этот вопрос не существует: многое зависит от желания немногочисленных участников зарождающегося рынка авторециклинга скоординировать свои действия, посещая отраслевые мероприятия, устанавливая на них горизонтальные прямые контакты, обмениваясь мнениями, выстраивая цепочку взаимоотношений на перспективу, разрабатывая системные предложения для законопроекта. В одиночку проблемы решать сложнее, дороже и, как показывает практика, малоэффективно.
В этом году 8 марта - это не только женский праздник, широко отмечаемый в России, но и дата начала эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен старых, сдаваемых на утилизацию. Об этом недавно было объявлено в Правительстве России. Предполагается, что анализ результатов этого эксперимента станет отправной точкой для разработки концепции создания в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств «Авторециклинг».
Но концепция - это ещё не закон. Поэтому, скорее всего, участникам рынка в ближайшие 2-3 года надеяться на появление узаконенных правил игры на рынке авторециклинга не приходится. А проблем накапливается все больше и больше: ломопереработчики, принимающие старые машины на переработку в комплектном или разукомплектованном состоянии, могут перерабатывать чёрный и цветной лом. Однако встаёт вопрос: кому и на каких условиях сдать шины, пластики, аккумуляторы, масла, подушки безопасности, автокатализаторы и т.п.?
У обладателей шредеров, которых в России насчитывается порядка 10, есть два пути: заплатить за получение лицензии для работы с опасными отходами, вложиться в закупку дополнительного оборудования для экологически безопасного обращения с опасными автоотходами, загрузить уже безопасный для перемалывания остов автомобиля в шредер, перемолоть, а полученную мелкодисперсную фракцию, в которую превратятся неметаллические автоотходы , отвезти на полигон, заплатив деньги за захоронение.
Второй путь, на первый взгляд, гораздо сложнее, но может стать намного прибыльнее. Для этого самим участникам рынка авторециклинга нужно принимать активное участие в постепенном формировании разветвлённой, логистически рациональной инфраструктуры для приёма, разборки старых автомобилей, переработки автолома и отдельных составных частей автомобиля, налаживание каналов сбыта образующихся автоотходов, продажи продуктов переработки автоутиля для дальнейшего использования в промышленном производстве или для рынка торговли.
Другого выхода в ближайшей перспективе эксперты пока не видят. Когда компания уже вложила средства в открытие и ведение бизнеса, а принятие необходимого и долгожданного законодательства откладывается в который раз на неопределённый срок, нужно искать нестандартные решения, чтобы не только сохранить, но и развить бизнес.
5-я международная конференция «Рециклинг отходов» - «АВТОРЕЦИКЛИНГ» является одним из таких отраслевых мероприятий, цель которого - оказать содействие в заполнении информационного вакуума для широкого круга предпринимателей, которым нужно найти друг друга для покупки-продажи оборудования, приобретения-сбыта вторичных автоотходов, использования получаемых продуктов переработки, объединению участников рынка авторециклинга для решения своих и общих проблем, обсуждения предложений, которые будут способствовать ускорению принятия Федерального закона и созданию системы «Авторециклинг» в России.
Организаторы конференции - журнал «Рециклинг отходов» (издаётся 5-ый год) и ВК «ФАРЭКСПО» при содействии российской Ассоциации Рециклинга Отходов (АРО). Генеральный спонсор- компания Метсо Линдеманн ГмбХ - Metso Lindemann GmbH(Германия). Конференция пройдёт в рамках XIX международной выставки «МИР АВТОМОБИЛЯ».
Планируемые темы конференции: базовые принципы функционирования систем авторециклинга в мире; оборудование для переработки автолома; оборудование и технологии для разборки автомобилей, переработки шин, аккумуляторов, отработанных масел, автокатализаторов, производство продукции с использованием автовторсырья и её применение; спрос и предложение на автоотходы и продукты их переработки; законодательные аспекты авторециклинга в России. Последний день приёма заявок - 25 марта 2010 г.
С учётом того, что в России почти половина парка автомобилей старше 10 лет, а из эксплуатации ежегодно выходит не менее 1 млн. автомобилей, уже в самое ближайшее время можно ожидать увеличения количества ржавых «подснежников» на наших улицах и во дворах. Коллективные встречи для обсуждения и поиска взаимовыгодных решений для участников рынка авторециклинга могут привести к выходу из сложившегося тупика, когда «верхи еще не успевают за бизнесом, а бизнес уже не может себе позволить «вариться в собственном соку».
Кто-то из известных людей сказал: «Не бывает неразрешимых задач. Бывают трудноразрешимые». Организаторы конференции надеются, что представителям российского рынка авторециклинга, опираясь на положительный и отрицательный опыт европейских стран, на извечную смекалку российских бизнесменов, удастся найти эффективное решение для развития бизнеса в этой сфере, опираясь на горизонтальные связи и поддержку региональных властей до принятия федерального закона.