Соллерс продолжает осваивать Дальний Восток
Когда в 1991 году в России открылась граница, а вместе с ней и таможня, страна, по автомобильному признаку, разделись на две половины. Водоразделом двух лагерей стали Уральские горы. Слева - западная сторона европейского автопрома, справа - восточный лагерь японских машин.
И если у европейской части страны поменялось лишь качество (оно стало выше и там, и там), а основные ориентиры не сбились, то на Востоке шкала ценностей была пересмотрена в корне и наравне с качеством там сменилась и общая точка отсчета.
Вот уже двадцать лет по Сибири и Приморью народ ездит на японских машинах с правым рулем. А поскольку в регионе почти нет ни работы, ни транспорта, ни дорог, то будучи безальтернативным средством передвижения и почти единственным источником существования (ну, кроме рыбной ловли и браконьерства) японские автомобили из простого и незатейливого железа превратились в священный предмет поклонения. Любой сибиряк и дальневосточник всегда упорно утверждает, что японская машина с правым рулем вечна и никогда не ломается.
На самом же деле в глубине души эти люди понимают и знают, что японская машина ломается точно также, как и вся остальная техника. На равных. Вечного автомобиля и вечного двигателя нет, а законы физики едины для всех. Поэтому машина с левым рулем в одинаковой степени приспособлена к выживанию и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Примечательно, что первые эшелоны «леворуких» иномарок пошли на Восток еще пару лет назад. Для их реализации в удаленных углах страны появились шоу-румы и открылись первые официальные дилеры с вкраплениями и признаками цивилизованных отношений. А вслед за этим на Дальнем Востоке появился завод по производству леворульных автомобилей.
Сейчас на предприятии Sollers-Дальний Восток в Хабаровске делают никому не нужные в Сибири и мало кому нужные на Западе автомобили SsangYong, а около года назад Соллерс, вместе с Тойотой, планировал затеять за Уралом еще один проект - выпуск более ликвидного Ленд Крузера Прадо на сборочной площадке во Владивостоке.
А теперь Соллерс завлек в Хабаровск и бренд Мазда. Пока между двумя фирмами подписан лишь меморандум о намерениях учреждения совместного предприятия. География производства и такой формат партнерства Мазды с Соллерсом вполне объясним. Дело в том, что новое постановление о промсборке требует опасный процент локализации и неподъемные для Мазды объемы производства. Но президент и премьер-министр проявили заботу и разрешили работать японцам по старым правилам, при условии, что Мазда остановится на Дальнем Востоке, развивая экономическую ситуацию в регионе. Но на всякий случай японцы позаботились и о страховке. Сотрудничество в форме СП (Совместного предприятия) работает именно в этой роли и дает возможность, совместно с корейцами, выжить Мазде в России, считая за истину цифру, выпущенных общими усилиями Мазд и СсангЕнгов, тем самым, при необходимости выполняя разорительно-рарушительные требования нового постановления о промсборке.
Текст: Роман Харитонов