Легендарный Passat отметил сорокалетие
История Volkswagen Passat в нашей стране начинается с 1991 года, когда открылись границы, рухнул железный занавес и изменилась карта страны. Тогда же приоткрылось окно в Европу, откуда секонд-хендовские иномарки к нам хлынули валом. Самой желанной покупкой из Европы была немецкая машина из Германии. Желание подкреплялось легендами о необычайно высоком качестве сборки и чрезвычайно трепетном отношении педантичного немца к своей машине. Мы с радостью принимали к себе весь спектр немецкого автопрома - Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes-Benz. Не брезговали даже Опелем. Именно немецкие марки составляли ТОП-5 импорта из Европы, а уже по инерции, в гораздо более скромных масштабах, в Новую Россию приезжали всякие Форды, Рено и Фиаты. Разница в качестве и впрямь била по нервам: уже тогда старая иномарка инженерно была в двести раз лучше новой отечественной машины, даже несмотря на изматывающие пробеги.
В такой обстановке Volkswagen Passat и стал вожделенной машиной. Если Мерседесы и БМВ по умолчанию воспринимались у нас автомобилем бандита, то любой Пассат, начиная с 1991 года, был автомобилем чрезвычайно успешного интеллигентного человека.
Европа же впервые узнала Volkswagen Passat в мае 1973, заметив эту машину на выставке, ну, а к лету она поступила в продажу и стала ездить по улицам. Пассат первого поколения был одет в непривычный сегодня, для этого имени, кузов хэтчбек авторства Джорджио Джуджаро. Разглядеть в первом витке модели предшественника нынешнего Пассата невероятно сложно. Чуть позже семейство модели расширил универсал Passat Variant. В основе модели лежала идентичная, с Audi 80 тех лет, платформа. Жизненный путь VW Passat B1 продлился семь лет, вплоть до 1980 года. За этот период по миру разошлось 2.5 миллиона первых Пассатов.
Семь лет просуществовал на конвейере (с 1980 по 1987) и преемник - Volkswagen Passat B2. Он сохранил форму предшественника, представ перед покупателями в тех же типах кузова: универсал и хэтчбек. Технически новое прочтение Passat получило дизельный двигатель - в те годы все еще синоним трактора или грузовика, прогрессивный полный привод и новый пятицилиндровый бензиновый двигатель. Появившийся тогда родственный седан получил другое имя - Santana и во многом был ориентирован на рынки с внушительным потенциалом роста и малой плотностью автопарка, к коим Европа в 80-х годах уже не относилась. Отсюда и широкая география производства всей гаммы Passat B2, начиная от Германии и Испании, заканчивая Южной Африкой и Китаем, где некоторые версии Пассата второго поколения производятся по сей момент. Логично, что тираж этой машины был на порядок больше и составил 5.5 миллионов автомобилей.
Следующая страница в истории Passat началась в 1987. Машина третьего поколения утратила кузов хэтчбек, оставив в строю только седан и универсал, подчеркнув этим стремление вступить на более высокую ступень автомобильной иерархии. Машина стала просторнее, увеличился размер салона трансмиссия и двигатель получили продольную компоновку. Volkswagen Passat B4 дебютировал в 1993 году, но мало чем отличался от B3. Изменения были минимальными и сводились к легким штрихам во внешности. Потому о «четвертом» Пассате вполне допустимо писать в абзаце о третьем, лишь обозначив его появление очередным предложением. На самом деле такой фокус называется рестайлинг или фейслифтинг, хотя и сейчас многие бренды не стесняются провозглашать это новым поколением. В их числе и Фольксваген.
В противовес «четвертой» генерации, Volkswagen Passat B5 всерьез изменился. Машина прожила на конвейере с 1996 по 2005 годы, претерпев за это время честный рестайлинг. Но и с самых первых дней Пассату B5 было, чем утвердится среди конкурентов. Солидные размеры, деловая внешность, респектабельное качество материалов ловились глазами сразу, а новые мощные шести и восмицилиндровые двигатели, равно как и оцинкованный кузов познавались уже при детальном знакомстве. Примечательно, что судьба до и пострестайлинговой машины в России сложилась по-разному. Старший B5, как правило, приходил к нам поношенным из Европы, а солидный тираж обновленного пятого поколения начал жить в России с первого километра.
С 2006 года по миру начались продажи очередного поколения модели. Volkswagen Passat B6 принес вместе с собой новое поколение малообъемных, но мощных моторов TSI и роботизированных трансмиссий DSG; внес вклад в становление российского завода концерна в Калуге и повторил судьбу третьего и четвертого поколения, после рестайлинга, став Пассатом B7. В этом году Volkswagen Passat 40 лет. Рубеж, характерный для кризиса среднего возраста. Возможно, именно потому прежде несокрушимый Пассат сегодня по многим параметрам опережают Skoda Superb и Peugeot 508.
Семейство в полном составе: все поколения Пассатов на одной площадке.
Текст: Роман Харитонов