ЗА электрокар - всего 14%
В августе специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели среди своих клиентов опрос, чтобы узнать их отношение к электромобилям. В опросе приняли участие 760 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Слабая емкость аккумулятора, небольшой запас хода, отсутствие необходимой инфраструктуры, высокая стоимость и необходимость замены аккумулятора после окончания срока эксплуатации стали основными причинами скептицизма автолюбителей по отношению к электрокарам.
По данным опроса только 14% клиентов (106 человек) ГК «АвтоСпецЦентр» готовы рассмотреть электрокары в качестве личного транспорта. При этом большинство – 56% (59 респондентов) – люди в возрасте от 20 до 35 лет, которые чаще интересуется новыми технологиями и готовы приобретать личный транспорт, соответствующий европейским трендам: отсутствие выбросов в окружающую среду благодаря отказу от использования бензина и переходу на экологически безопасные автомобили с аккумуляторными батареями (АКБ). 37% респондентов (281 человек) рассматривают электрокар только для поездок по городу на недалекие расстояния, а также для использования в летний период, так как в это время аккумулятор расходуется более экономно.
49% участников опроса (372 человека) считают, что на данный момент эксплуатация электромобиля в России не удобна по ряду причин. Так, одним из минусов использования электрокара 19% клиентов ГК «АвтоСпецЦентр» (144 человека) назвали невозможность путешествовать на дальние расстояния, так как такому автомобилю подзарядка требуется чаще, чем дозаправка транспортных средств с бензиновыми двигателями. 23% респондентов (175 человек) главным неудобством использования электромобилей назвали отсутствие достаточного количества станций быстрой зарядки. В Москве оборудовано около 100 пунктов, где можно зарядить электрокар, 28 станций в Санкт-Петербурге и 10 станций в Челябинске. В остальных городах страны всего по 2-3 точки, где можно быстро подзарядить аккумулятор электромобиля. Отсутствие станций быстрой зарядки осложняет передвижение на электрокаре на большие расстояния и делает его удобным только в пределах мегаполиса.
236 участников исследования (31%) отметили, что не готовы приобретать электромобиль из-за высокой стоимости. Это существенный «минус», так как цены новых авто начинаются от 2,5 млн руб., и могут достигать 15 млн руб. 67% (509 человек) не рассматривают приобретение электрокара с пробегом, даже несмотря на то, что эти автомобили значительно дешевле новых. Это связано с тем, что срок эксплуатации аккумулятора составляет в среднем 3-4 года, затем необходима замена, которая требует больших финансовых вложений. Стоимость АКБ колеблется от 25% до 50% от цены самого электромобиля. Так, ориентировочная стоимость аккумуляторов для Nissan Leaf составляет 4-5 тыс. долларов, для Tesla Model S – 10-20 тыс. долларов в зависимости от емкости батареи.
Разницу в стоимости за счет экономии на бензине компенсировать практически невозможно. Чтобы электрокар стал выгоднее обычного автомобиля на нем необходимо проезжать свыше 45 тыс. км в год. Поскольку на данный момент в России инфраструктура для электрокаров развита только в крупных городах, где средний годовой пробег автомобилей составляет 10-15 тыс. км в год, понадобится более 10 лет, чтобы в полной мере ощутить экономию от использования электрокара.
Участникам опроса предлагалось выбрать наиболее привлекательный с их точки зрения электромобиль. Большей популярностью пользовался Nissan Leaf (24%, 182 человека). Далее следуют три позиции Tesla: Model S (21%, 160 человек), Model 3 (17%, 129 человек) и Model X (16%, 122 человека). Замыкает пятерку – микровэн Mitsubishi Minicab (14%, 106 человек). И только 8% респондентов (61 человек) выделили отечественную марку Zetta.
Низкая популярность Zetta обусловлена рядом причин. Так, 61% участников опроса (464 человека) ответили, что не готовы рассматривать приобретение этого электрокара, так как он еще не запущен в массовое производство. 32% респондентов (243 человека) отметили отсутствие специализированных зарядных станций для данной модели: сейчас они есть только в Подмосковье. А 7% (53 человека) отметили, что это новая модель, которая еще не использовалась рядовыми автомобилистами, и они не уверены, что она будет удобна в эксплуатации.
«На данный момент Россия находится на 23 месте из 25 стран, которые используют электромобили, – отмечают в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр». – В этом году наметился спад интереса к электрокарам: реализован всего 121 экземпляр. Поэтому говорить о массовом использовании таких автомобилей пока рано. В нашей стране низкий уровень развития инфраструктуры для электромобилей и большинство автомобилистов продолжают выбирать авто с бензиновыми двигателями».