Bosch подвела финансовые результаты 2020 года
Объем продаж компании Bosch в 2020 году составил 71,5 млрд евро, прибыль до уплаты процентов и налогов от операционной деятельности (EBIT) составила – 2,0 млрд евро.
Реннинген и Штутгарт, Германия – Bosch, поставщик технологий и услуг, объединяет интернет вещей (IoT) с искусственным интеллектом (ИИ/AI) и считает, что электромобильность позволит развивать новые бизнес-возможности на фоне глубоких технологических и экологических изменений, происходящих в настоящее время. «Bosch хорошо пережила первый год пандемии коронавируса», – сказал д-р Фолькмар Деннер, председатель правления Robert Bosch GmbH, на пресс-конференции, посвященной годовому отчету компании за 2020 год. «Мы – одни из победителей в переходе на электромобильность, и мы значительно расширяем наш бизнес по разработке программного обеспечения, связывая его с искусственным интеллектом».
В области технологии силовых агрегатов электромобильность становится основным бизнесом Bosch. Деннер сообщил, что компания делает большие стартовые инвестиции в эту область – только в этом году было инвестировано 700 миллионов евро. К настоящему моменту стартовые инвестиции в электромобили составляют пять миллиардов евро. В настоящее время выручка Bosch от продаж компонентов электрических силовых агрегатов растет в два раза быстрее рынка - почти на 40%. Цель состоит в том, чтобы увеличить годовой объем продаж в пять раз до пяти миллиардов евро к 2025 году и выйти на безубыточность на один год раньше. «Электромобили давно перестали быть ставкой на будущее. Наши первоначальные инвестиции сейчас начинают окупаться», – сказал председатель правления Bosch на онлайн-пресс-конференции. В целом к концу 2020 года Bosch получила заказы на сумму более 20 миллиардов евро.
За первые три месяца этого года продажи группы Bosch выросли на 17% в годовом исчислении. «Успешным первым кварталом Bosch удачно стартовала в 2021 году», – сказал проф. Штефан Азенкершбаумер, финансовый директор и заместитель председателя правления Bosch. Он выразил уверенность в 2021 году, но предположил, что это будет еще один сложный год. Ожидается, что в текущем отчетном периоде объем продаж увеличится примерно на 6% в годовом исчислении, а показатель маржинальности от операционной деятельности немного улучшится и составит около 3% или 4% без затрат на реструктуризацию. Однако это зависит от влияния дефицита полупроводников, которое сейчас трудно оценить. 2021 год станет важной вехой на пути к восстановлению нашей целевой маржи до значения около 7% в ближайшие два-три года», – сказал Азенкершбаумер. Вселяющий надежды 2020 финансовый год – несмотря на пандемию с операционным результатом (EBIT от операционной деятельности, скорректированная на эффект от распределения покупной стоимости Bosch Automotive Steering и BSH Hausgeräte) в 2,0 миллиарда евро обеспечивает Bosch прочную основу для дальнейших инвестиций в области, имеющие важное значение в будущем. При объеме продаж в 71,5 млрд евро расходы на исследования и разработки практически не изменились и составили 5,9 млрд евро, а маржа EBIT от операционной деятельности достигла 2,8%. С поправкой на расходы на реструктуризацию, которые дополнительно обременяли результат в 2020 году, этот показатель составил 4,7%.
Bosch стремится использовать конкурентное преимущество, которое она получает благодаря своему богатому опыту в сочетании с возможностями подключения (интернет вещей, IoT) и искусственного интеллекта (ИИ), чтобы создать бизнес будущего и стать ведущей компанией в области AIoT. Компания прогнозирует, что в ближайшие несколько лет продажи продуктов с поддержкой искусственного интеллекта составят миллиарды евро. Ожидается, что продажи устройств для дома с возможностью подключения к Интернету удвоятся: с четырех миллионов единиц в прошлом году до примерно восьми миллионов единиц в 2021 году. Кроме того, Bosch хочет использовать ИИ для оценки данных о том, как клиенты используют ее продукты, и таким образом предоставлять обновления программного обеспечения, которые создают новые функции и услуги для клиентов. «Подключение устройств к Интернету приводит к получению информации о том, как они используются», – сказал Деннер. – «Это позволяет нам постоянно совершенствовать наши продукты, поддерживать их в актуальном состоянии и предоставлять нашим клиентам больше преимуществ».
Что касается области видеобезопасности, видеоанализ на основе нейронных сетей, к примеру, открывает новые возможности. С этой целью Bosch интегрирует детекторы как в новые камеры, так и в блок ИИ, который может быть подключен к установленным устройствам. Первое приложение – это детектор дорожного движения, который изначально сможет точно обнаруживать и находить транспортные средства в оживленных дорожных ситуациях, даже в сложных условиях освещения. В компании говорят, что чем больше данных поступает в клиентское приложение, тем больше ИИ сможет сделать, включая точное обнаружение аварий.
Глобальные усилия по борьбе с изменением климата стимулируют развитие электрификации и зеленого водорода. Деннер считает, что электрификация открывает новые возможности в нескольких областях бизнеса: «Электрификация требует решений не только для вождения электромобилей, но и для электрического отопления зданий». В электромобилях ключевыми факторами изменений являются снижение стоимости батарей и норм выбросов, разработанных для достижения целей действий по борьбе с изменением климата. В строительной технике, особенно в отоплении и кондиционировании воздуха, все большую роль играет использование тепловых насосов и возобновляемых источников энергии.
Например, в системах отопления Bosch растет гораздо быстрее, чем рынок решений, основанных на электричестве. Продажи тепловых насосов выросли более чем на 20% в 2020 году; Деннер ожидает, что к 2025 году они утроятся. Компания также ожидает, что реконструкция жилых зданий, предусмотренная Зеленым пактом для Европы, обеспечит сильный стимул для роста. Имея это ввиду, Bosch хочет использовать свое «инвестиционное влияние, крупномасштабные производственные возможности и опыт коммерциализации». Что касается исключительно эффективных и бесшумных тепловых насосов типа «воздух-вода», то в 2020 году продажи таких устройств в Германии почти удвоились.
Bosch также фокусируется на растущем рынке водорода: компания считает, что рынок зеленого водорода в ЕС к 2030 году будет оцениваться почти в 40 миллиардов евро при ежегодных темпах роста в 65%. Топливные элементы преобразуют водород в электричество, и Bosch разрабатывает как стационарные, так и мобильные решения для топливных элементов. С 2021 по 2024 год Bosch планирует инвестировать миллиард евро в технологии топливных элементов. «Bosch уже готова к водороду», – сказал Деннер. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 100 стационарных установок на топливных элементах. Они будут поставлять электроэнергию потребителям, таким как центры обработки данных, промышленные предприятия и жилые здания. Один стационарный твердооксидный топливный элемент, расположенный в центре немецкого города Бамберг, был введен в эксплуатацию в конце марта 2021 года совместно с городскими коммунальными службами Stadtwerke Bamberg (Коммунальные компании Бамберга).
По оценкам Bosch, к концу десятилетия рынок мобильных компонентов топливных элементов составит около 18 миллиардов евро. Деннер считает, что Bosch находится в хорошем положении: «У нас есть все необходимое, чтобы стать лидером и на этом рынке». Недавно компания Bosch основала совместное предприятие с китайской компанией Qingling Motor Group по производству силовых агрегатов на топливных элементах. Тестовый парк из 70 грузовиков должен появиться на дорогах до конца текущего года.
Деннер не считает, что первоначальные планы ЕС по стандартизации выбросов Евро-7 имеют смысл, однако он выразил удовлетворение тем, что дебаты сдвинулись с мертвой точки и становятся более объективными. Он объяснил причину так: «Действия по борьбе с изменением климата – это не конец двигателя внутреннего сгорания. Речь идет о конце использования ископаемого топлива. И в то время, когда электромобильность и экологичный расход энергии на подзарядку делают автомобильный транспорт углеродно-нейтральным, то же самое делают и возобновляемые виды топлива». Он напомнил своей аудитории, что климатически нейтральная мобильность – это почти такая же амбициозная цель, как полет на Луну в 1960-х годах. Но вместо того, чтобы просто поставить большую цель «по отправке первого человека на Луну» и поручить инженерам реализацию этой цели, как это сделал в свое время президент США Кеннеди, Европейская комиссия делает все наоборот. «Это верный способ обрубить альтернативные пути к действиям по борьбе с изменением климата», – сказал Деннер. «Если общество действительно хочет реализации действий по борьбе с изменением климата, очень важно, чтобы мы не играли технологическими подходами друг против друга. Вместо этого мы должны объединить их».
Bosch продвигается вперед со своими собственными целями для действий по борьбе с изменением климата, как и планировалось: теперь, когда климатически нейтральный статус группы Bosch с ее более чем 400 филиалами по всему миру был сертифицирован, Bosch придает конкретную форму своим планам в отношении выбросов категории Scope 3. Она стремится сократить выбросы углекислого газа на 15% по всей цепочке создания продукта от закупки до конечного потребителя, а к 2030 году – сократить выбросы углекислого газа на 66 миллионов метрических тонн. «Наши усилия, несомненно, приведут наш портфель продуктов в направление энергоэффективности или даже изменения технологий. В будущем углеродный след поставщика или логистической компании будет одним из критериев для заключения новых контрактов на закупку», – сказал Деннер. – «С точки зрения смягчения последствий глобального потепления эта тяжелая работа со стороны бизнеса окупится».
Bosch ожидает, что мировая экономика вырастет чуть менее чем на 4% в этом году после падения примерно на 3,8% в прошлом. «Несмотря на то, что мы уверенно вступили в 2021 год, пандемия продолжает порождать значительные риски», – сказал Азенкершбаумер. Финансовый директор добавил, что Bosch особенно хорошо известно об острых проблемах в автомобильном секторе, особенно в области полупроводников, которые пользуются большим спросом. Компания делает все, что в ее силах, чтобы поддержать своих клиентов в этой напряженной ситуации. Однако улучшения в краткосрочной перспективе ожидать не следует, и ситуация может также повлиять на развитие бизнеса в текущем году. В долгосрочной перспективе, по мнению Азенкершбаумера, необходимо сделать так, чтобы все цепочки поставок в автомобильной промышленности были менее подвержены перебоям. Кроме того, согласование бизнеса Bosch в сфере мобильности с такими важными областями будущего, как электромобильность, автоматизированное вождение и будущие электронные конфигурации, требует огромных стартовых инвестиций. «В этой глубокой трансформации 2021 год является очень для нас одновременно очень важным и трудным».
В 2020 году объем продаж группы Bosch составил 71,5 млрд евро. В результате пандемии продажи оказались на 6,4% ниже уровня предыдущего года (4,3% с поправкой на колебания валютного курса). Компания получила прибыль от операционной деятельности до вычета процентов и налогов (EBIT от операционной деятельности, скорректированная на эффект от распределения покупной стоимости Bosch Automotive Steering и BSH Hausgeräte) в размере 2,0 млрд евро. Маржа EBIT от операционной деятельности составила 2,8%. «Улучшение продаж во второй половине года, а также значительная экономия средств помогли смягчить последствия пандемии», – сказал Азенкершбаумер. Коэффициент собственного капитала остался на высоком уровне – 44%, а свободный денежный поток достиг рекордного уровня в 5,1 миллиарда евро. Финансовый директор считает, что компания находится в удовлетворительном состоянии ликвидности: «Bosch по-прежнему имеет здоровую финансовую структуру, и это позволит ей сосредоточиться на областях, имеющих важное значение в будущем».
Широкая диверсификация Bosch Group была вновь подтверждена в 2020 году, уравновешивая различные направления развития бизнеса. В секторе мобильных решений продажи развивались лучше, чем рынок. Объем продаж снизился на 10% в годовом исчислении и составил 42,1 млрд евро. Однако мировое производство автомобилей за тот же период упало на 16%. С поправкой на колебания валютного курса продажи упали на 8,2%. Маржа EBIT от операционной деятельности составила минус 1,3%, что также повлияло на переориентацию бизнеса. В секторе промышленных технологий объем продаж достиг 5,1 миллиарда евро. Поскольку рынок уже находился в упадке до пандемии коронавируса, продажи упали на 17 %[1] или на 15% с поправкой на колебания валютного курса. Маржа EBIT составила 4,7%, что является более низким показателем, по сравнению с прошлым годом. В секторе потребительских товаров спрос на бытовую технику и электроинструменты значительно возрос во время пандемии. Продажи выросли на 5,1% до 18,7 миллиарда евро. С поправкой на колебания валютного курса рост продаж составил 8,4%. Маржа от операционной деятельности составила выдающиеся 11,5%. Продажи в секторе энергетики и строительных технологий упали на 2,7%, или на 0,8%, с поправкой на колебания валютного курса. Маржа EBIT составила 4,6% от продаж в размере 5,5 миллиарда евро.
В Европе продажи за год составили 38,0 млрд евро. Это на 5,1% меньше, чем в предыдущем году, или на 3,7% с поправкой на колебания валютного курса. В Северной Америке объем продаж составил 10,7 млрд евро, что на 15,5% меньше, чем в предыдущем году. С поправкой на колебания валютного курса падение составило 12,8%. В Южной Америке влияние валютного курса особенно сильно сказалось на продажах. Общий объем продаж составил 1,1 миллиарда евро и снизился на 22,3% по сравнению с предыдущим годом, однако с поправкой на колебания валютного курса падение составило всего 0,2%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая некоторые другие регионы, раннее и сильное восстановление рынка Китая смягчило последствия пандемии коронавируса. Общий объем продаж составил 21,7 миллиарда евро, снизившись всего на 2,6% в годовом исчислении, или всего на 0,7% с поправкой на колебания валютного курса.
Деннер признал, что трансформация Bosch, с одной стороны, будет стоить рабочих мест, но добавил, что с другой стороны, это также откроет новые перспективы для сотрудников. На своих основных заводах компания Bosch перенимает навыки разработки и производства бензиновых и дизельных систем и применяет их к новым технологиям, таким как топливные элементы. «Мы уже заполнили более половины наших рабочих мест, связанных с электромобилями, сотрудниками, занимающимися двигателями внутреннего сгорания», – сказал он. Кроме того, была создана корпоративная платформа для быстрого привлечения специалистов на должности в областях, имеющих важное значение в будущем. В своих цифровых квалификационных программах Bosch также добивается прогресса: с начала 2020 года внутренний учебный портал компании был доступен более 400 000 раз. В 2020 году каждый третий тренинг проводился в режиме онлайн; к 2023 году, как ожидается, каждый второй тренинг будет проводиться в режиме онлайн.
По состоянию на 31 декабря 2020 года в Bosch Group работало около 395 000 сотрудников по всему миру. Это примерно на 3100 человек меньше, чем в предыдущем году – падение примерно на 1%. Численность персонала сократилась в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Германии число сотрудников оставалось в основном неизменным – 131 800 человек. Во всем мире число исследователей и инженеров увеличилось примерно на 600-73 200 человек. Число разработчиков программного обеспечения также выросло более чем на 10% и составило около 34 000 человек.
[1] По сравнению с показателем предыдущего года, скорректированным с учетом эффекта продажи подразделения упаковочного оборудования.