30.01.2020

Bosch: все идет по плану

Группе Bosch удалось удержать высокий уровень продаж в 2019 году.

Группе Bosch удалось удержать высокий уровень продаж в 2019 году. Согласно предварительным данным, за последний год доходы поставщика технологий и услуг от операционной деятельности составили 77,9 миллиардов евро. Таким образом, выручка осталась на уровне предыдущего года. С учетом корректировки валютных курсов выручка снизилась на 1,1%. Представляя предварительные показатели, д-р Фолькмар Деннер, Председатель совета директоров Robert Bosch GmbH, сказал: «Слабая экономика и резкий спад производства автомобилей отразились и на компании Bosch. С учетом текущих вызовов, широкая диверсификация компании оказывает стабилизирующий эффект, что позволяет как расширять существующий бизнес, так и развивать новый. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы продолжаем инвестировать в важные области роста». Только в этом году Bosch планирует потратить более миллиарда евро на электрифицированные, автоматизированныеи подключенные решения для мобильностибудущего. «Будучи лидером в области инноваций, мы помогаем сформировать переход к альтернативной мобильности, извлекая максимум из открывающихся возможностей», — сказал Фолькмар Деннер.

В 2019 финансовом году прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) составила порядка 3 млрд евро. Таким образом маржа прибыли до уплаты налогов и процентов от операционной деятельности составляет чуть меньше 4%. На результаты повлияли спад в производстве автомобилей, особенно на ключевых рынках Китая и Индии, дальнейшее сокращение доли дизельных двигателей в автомобилях, высокие затраты на реструктуризацию (особенно в сегменте мобильности) и увеличение стартовых инвестиций в важные будущие проекты. «Текущий год остается сложным для многих компаний, особенно в автомобильной промышленности, а значит, и для Bosch», — сказал профессор Стефан Азенкершбаумер, финансовый директор и заместитель председателя правления Bosch. «Тем не менее, в 2020 году в важных для нас секторах и регионах мы хотим снова обеспечить рост выше рынка», — добавил он, отметив, что Bosch предстоит и в дальнейшем активно работать над повышением рентабельности и оптимизацией производственных мощностей.

У Bosch есть четкое представление обудущем мобильностии о том, как сделать переход к альтернативам успешным. «Решения для мобильности завтрашнего дня будут не только электрифицированнымии автоматизированными, но и подключенными и персонализированными», — сказал Фолькмар Деннер, добавив, что благодаря обширному портфелю продуктов Bosch лучше большинства других компаний подготовлена к различным сценариям развития ситуации. Однако он отметил, что дорога к мобильности будущего ставит перед автомобильной промышленностью ряд серьезных задач. Во-первых, иррациональные споры об автомобиле будущего заглушают важные дискуссии о нюансах безопасности дорожного движения. Во-вторых, отрасли требуется больше времени для осуществления преобразований. МистерДеннер подчеркнул: «В частности, когда речь идет о рабочих местах, такой фундаментальный процесс, как переход на электромобильность, не может быть реализован в одночасье». В-третьих, экономическая ситуация обостряет необходимость структурных изменений в отрасли. В 2020 году Bosch ожидает дальнейшего сокращения производства автомобилей в мире уже третий год подряд. В этом году компания прогнозирует снижение на 2,6%, до примерно 89 млн автомобилей по всему миру, что почти на 10 млн единиц меньше, чем в 2017 году. Bosch ожидает, что этот уровень останется неизменным в течение нескольких следующих лет и не предвидит роста мирового автомобильного производства до 2025.

Компания намерена максимально социально-приемлемым образом адаптировать структуру затрат и трудовые ресурсы к значительным изменениям и избыточному объему производственных мощностей в отрасли. Фолькмар Деннер: «Мы уже достигли договоренностей по этому вопросу с нашими социальными партнерами в таких крупных регионах, как Бамберг, Швибердинген и Штутгарт-Фейербах». Цель состоит в том, чтобы применить подход, обеспечивающий сохранение индивидуальных возможностей для роста на местах, удержание как можно большего числа сотрудников и сохранение их профессиональных навыков.

«Переход к альтернативной мобильности не станет ее концом и уж точно не концом автомобиля», — сказал Фолькмар Деннер, добавив, что Bosch по-прежнему уверенно движется к позиции ведущего поставщика решений для мобильности. Далее он продолжил: «Фундаментальные изменения в автомобильной промышленности открывают перед Bosch большие возможности». В том числе, и растущий спрос на мобильность в будущем. По данным Международного транспортного форума (ITF), с 2015 по 2030 годы уровень решений для персональной мобильности во всем мире вырастет почти на 50%. «В обозримом будущем автомобиль останется средством передвижения номер один, и у него есть прекрасные перспективы стать еще более безопасным, удобным и экологичным видом транспорта», — сказал доктор Деннер. Новые технологии, такие как Интернет вещей, искусственный интеллект (ИИ) и топливные элементы также поспособствуют переходу к альтернативной мобильности. Будучи лидером в области инноваций, Bosch выиграет благодаря раннему входу в эти области развития. Кроме того, новым автопроизводителям на рынке электромобилей всё больше требуются комплексные решения, а не компоненты. Он продолжил: «Для нас, как для поставщика полного спектра услуг, расширение системного бизнеса означает потенциал продаж, исчисляемый миллиардами».  В будущем Bosch также получит выгодуна тенденции к росту количества электроники и программного обеспечения в автомобиле. По оценкам компании, рынок электронных систем, активно использующих ПО, до 2030 года будет ежегодно расти на 20%. Bosch ежегодно инвестирует около 3,7 млрд евро в разработку программного обеспечения, и в настоящее время в компании работает 30 000 инженеров-программистов.

Деннер считает, что квалифицированный персонал — стратегический фактор успеха для решения текущих и будущих задач. «Bosch видит себя как учащуюся организацию, где обучение интегрировано в повседневную работу», — сказал он. В дополнение к регулярным инвестициям в повышение квалификации своих сотрудников, Bosch запускает новую программу обучения в области ИИ для почти 20 000 сотрудников. Она включает разные форматы обучения на трех уровнях: для менеджеров, инженеров и разработчиков ИИ, а также содержит рекомендации по ответственному использованию ИИ.

Bosch намерена расширять имеющийся бизнес и открывать новые направления. «Мы хотим сделать это за счет ранних инвестиций в будущие технологии», — сказал доктор Деннер. «В период с 2013 по 2020 год инвестиции Bosch в новые области роста составят около 3 млрд евро». В этом году Bosch вложит 500 млн евро только в электромобильность, включая топливные элементы. Более 600 млн евро будет потрачено на автономное вождение и еще 100 млн евро на решения для мобильности с Интернет-подключением. Более того, с 2015 г. Bosch инвестировал 600 млн евро в расширение проектов в области Интернета вещей. Это включает новый IoT-центр Bosch в Берлине и расширение направления подключенного производства. 

Bosch также продвигает коммерциализацию силовых агрегатов с топливным элементами: вместе с Powercell компания разрабатывает основной компонент силового агрегата, стек, и планирует запустить его в 2022 году. Также компания продолжает инвестировать в высокоэффективные двигатели внутреннего сгорания. Согласно исследованию рынка Bosch, в 2030 году каждые два из трех новых автомобилей будут по-прежнему работать на дизельном или бензиновом топливе с гибридной опцией или без нее. Он продолжил: «Путь к мобильности без выбросов должен быть технологически нейтральным. Это единственный способ сделать мобильность доступной для широких масс». Решение представляет собой сочетание в силовом агрегате высокоэффективных двигателей внутреннего сгорания и самых современных электродвигателей. Кроме того, доктор Деннер заявил о приверженности компании принципам использования возобновляемого синтетического топлива: «Уже находящиеся в использовании устаревшие транспортные средства также должны сыграть свою роль в сокращении выбросов CO2. Возобновляемое синтетическое топливо может сделать процесс сгорания углеродно-нейтральным». С этой целью Фолькмар Деннер призывает директивные органы создать основу для технологически нейтральной и, следовательно, благоприятной для инноваций среды. “Это необходимый шаг для успешного перехода к альтернативной мобильностис сохранением существующих рабочих мест и созданием новых”, -  сказал доктор Деннер.

Bosch хочет выйти за рамки мобильностью будущего, разрабатывая новые технологии и способствуя борьбе с изменением климата. При этом компания стремится поддерживать баланс между экономикой, окружающей средой и корпоративной социальной ответственностью. На своем пути к лидерству в области Интернета вещей Bosch полагается на ИИ. «Мы хотим использовать промышленный ИИ, чтобы наши продукты были помощниками для наших клиентов, что, как мы надеемся, сделает нас одним из мировых лидеров в этой области», — сказал Фолькмар Деннер. С этой целью только в свой ИИ-кампус в Тюбингене Bosch инвестирует 100 млн евро. Компания также продвигает собственные инициативы по борьбе с изменением климата: в конце 2019 года Bosch добился углеродной нейтральности на всех своих площадках в Германии. К концу 2020 года все производства Bosch по всему миру станут углеродно-нейтральными. «Борьба с изменением климата и энергоэффективность открывают перед Bosch дополнительные перспективные направления деятельности», — сказал Фолькмар Деннер. В одной только Германии к 2025 году до 45% электроэнергии будет поступать из возобновляемых источников (источник: BMWi). «Вот почему в ближайшие годы мы инвестируем 100 млн евро в развитие направления тепловых насосов».

В 2019 году развитие бизнеса в различных операционных подразделениях Bosch шло равномерно. Рост в секторе Решения для мобильности, который генерирует наибольшую долю продаж, опережал мировое производство автомобилей. Объем продаж составил 47 млрд евро, что соответствует уровню предыдущего года. В номинальном выражении это означает снижение на 0,1%, или 1,5% после корректировки валютных курсов. Продажи в секторе Потребительские товары составили 17,8 млрд евро. Это означает снижение на 0,2%, или 0,6% после корректировки валютных курсов. Подразделения BSH Hausgeräte и Bosch Power Tools сохранили свои позиции в условиях сильной конкуренции, при этом показатели Bosch Power Tools выше среднего уровня. Продажи в секторе Промышленные технологии достигли 7,4 млрд евро, что на 0,1% больше, чем в предыдущем году, несмотря на ощутимое снижение заказов в секторе машиностроения более чем на 4%. С учетом корректировки валютных курсов продажи упали на 1,2%. Бизнес-сектор Строительные технологии и Энергетика достиг роста в 1,5%, а объем продаж составил 5,6 млрд евро. После корректировки валютных курсов рост составил 0,8%.

Развитие бизнеса в 2019 году по регионам

Бизнес Bosch в Европе развивался стабильно. Продажи были на уровне предыдущего года, это 41 млрд евро. В Северной Америке продажи выросли на 5,3%, до 13 млрд евро. После корректировки валютных курсов рост составил 0,5%. В Южной Америке продажи выросли до 1,4 млрд евро. Это приравнивается к росту на 1,1%, или на 5,3% после корректировки на влияние обменного курса.. В Азиатско-Тихоокеанском регионе развитие бизнеса в целом было отрицательным. Продажи сократились на 3,1%, до 22,5 млрд евро, снижение на 4,5% после корректировки валютных курсов. На показатели продаж особенно повлиял спад на автомобильных рынках Китая и Индии. Япония и Юго-Восточная Азия, с другой стороны, развивались позитивно.

Около 403 000 сотрудников по всему миру

По состоянию на 31 декабря 2019 года по всему миру в Группе Bosch работало около 403 000 сотрудников. Численность персонала сократилась на 6 800 человек, или на 1,7%, при этом основные изменения произошли в Китае и Германии.

Прогноз на 2020 год:

Bosch ожидает, что в 2020 году мировая экономика вырастет всего на 2,0%. «В условиях сохраняющейся экономической слабости глобальный рост будет и дальше замедляться», — сказал Стефан Азенкершбаумер. В частности, будут сокращаться ключевые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение и машиностроение. Кроме того, торговые споры между Китаем и США, а также грядущий Brexit усложняют прогнозы. Ввиду избыточных мощностей в автомобильной промышленности и изменений в технологии силовых агрегатов, Bosch продолжает пересматривать структуру затрат. Необходимые кадровые перестановки будут проведены социально- приемлемым образом. Стефан Азенкершбаумер продолжил: «Мы ожидаем, что год будет очень сложным и для Bosch, и мы будем активно работать над повышением прибыльности». Высокий уровень рентабельности необходим для того, чтобы Bosch могла сделать значительные стартовые инвестиции в технологии будущего, а также в преобразование в компании.


Статьи по теме