Bosch дает положительные прогнозы
В 2020 финансовом году группа компаний Bosch достигла положительных результатов, несмотря на последствия коронавирусного кризиса и падение автомобильного производства. По предварительным данным, прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) составила около 1,9 млрд. евро. Таким образом, маржа по EBIT оценивается примерно в 2,5%. После корректировки на расходы по реструктуризации показатель EBIT составит около 3,3 млрд. евро, что означает рентабельность примерно в 4,5%. Общий объем продаж группы компаний Bosch составил 71,6 млрд. евро: сокращение составило 4,4% в годовом исчислении с поправкой на колебания валютного курса.
«Несмотря на последствия пандемии, нам удалось достичь положительного результата. Прежде всего, мы благодарим за это наших сотрудников», – заявил д-р Фолькмар Деннер, Председатель Правления Robert Bosch GmbH, на презентации предварительных бизнес-результатов. Он добавил, что широкая диверсификация компании и ее глобальное присутствие также доказали свою ценность. «Инвестируя в такие важные для будущего области, как устойчивая мобильность, Интернет вещей и искусственный интеллект, мы расширяем наше лидерство в инновациях». В частности, Bosch считает, что AIoT – сочетание искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (IoT) – создаст возможности для роста на рынках стоимостью в миллиарды. «Мы хотим стать ведущей AIoT-компанией», – сказал Деннер. «Благодаря нашим обширным знаниям в этой области и опыту в области электроники и программного обеспечения, мы имеем в нашем распоряжении больше ресурсов, чем большинство наших конкурентов».
После резкого падения продаж Bosch, последовавшего за весенним локдауном, затронувшим многие страны и отрасли промышленности, во второй половине 2020 года они существенно восстановились. «Мы очень довольны тем, как бизнес развивался в целом в 2020 году, несмотря на кризис», – сказал профессор Штефан Азенкершбаумер, финансовый директор и заместитель Председателя Правления Bosch. «Мы действовали быстро, чтобы соотнести наши расходы и капитальные затраты со снижением продаж, не пренебрегая при этом перспективными новыми направлениями бизнеса». В результате Bosch генерировала свободный денежный поток в размере около 5 миллиардов евро, что является самым высоким показателем за всю историю компании. Это обеспечило компании достаточную финансовую свободу действий в условиях кризиса. С коэффициентом капиталовложений в размере около 5%, Bosch смогла сэкономить около одного миллиарда евро в денежном потоке по сравнению с предыдущим годом.
Несмотря на кризис, компания Bosch продолжает фокусировать свою стратегию на областях, имеющих важное значение в будущем, делая акцент на практиках устойчивого бизнеса. Весной 2020 года компания отметила знаменательную веху, достигнув климатической нейтральности в своих 400 представительствах по всему миру, несмотря на пандемию. «Мы сдержали свое слово. Согласно нашим собственным расчетам, компания Bosch стала первым в мире действующим промышленным предприятием, которое достигло климатической нейтральности весной 2020 года – раньше по срокам, с меньшей компенсацией выбросов, и более экономически эффективным, чем планировалось», – сказал Деннер, пояснив, что в настоящее время проводится независимый аудит. Он также подтвердил следующую цель Bosch, которая заключается в 15-процентном сокращении выбросов CO2 по всей цепочке поставок к 2030 году.
Компания Bosch передает свой опыт по достижению климатической нейтральности другим компаниям через операционное подразделение Bosch Climate Solutions (Климатические решения Bosch), клиентами которого стали компании Freudenberg, Hansgrohe и Koehler Paper Group. «Наша новая консалтинговая услуга прокладывает путь для компаний к достижению климатической нейтральности, одновременно открывая новые области для роста», – сказал Деннер.
По этой причине одно из основных направлений для компании Bosch – новые и усовершенствованные технические решения для будущего вождения. На пути к устойчивой мобильности компания уже инвестировала 5 миллиардов евро в силовые установки. А в этом году Bosch потратит 700 миллионов евро на разработку решений для электрической мобильности, включая топливные элементы. Это почти на 40% больше, чем в прошлом году. «В обозримом будущем электромобильность станет одним из основных направлений деятельности компании Bosch. Наша цель – стать лидером на рынке электромобилей, работающих на аккумуляторах и топливных элементах», – сказал Деннер. «У нас уже есть более широкий портфель продуктов и услуг в области электронной мобильности, чем у любой другой компании – от электровелосипедов до грузовиков». Крупные первоначальные инвестиции Bosch в этой области приносят свои плоды: бизнес компании по электрификации силовых установок в настоящее время растет в два раза быстрее, чем рынок, и уже стоит несколько миллиардов евро, объясняет Деннер. С 2018 г. компания Bosch приобрела 90 проектов в области силовых установок, из них 30 были куплены только в прошлом году на сумму 7,5 млрд. евро. В настоящее время более 2,5 миллиона автомобилей по всему миру оснащены компонентами электрических силовых установок Bosch.
По словам Деннера, структурные изменения в отрасли и предстоящее введение стандарта «Евро-7» ставит автомобильную отрасль в сложную переходную фазу. «Электромобильность приближается, и Bosch активно продвигает эти перемены в течение многих лет», – сказал он. «Но первоначальные инвестиции для ее финансирования должны исходить из нашего существующего бизнеса силовых установок». Он добавил, что для Bosch и других компаний очень важно, чтобы переход был плавным. «Электромобили могут считаться углеродно-нейтральными, когда они работают на возобновляемой энергии, и то же самое касается дизельных и бензиновых автомобилей – при условии, что они работают на синтетическом топливе. Мы не должны допустить, чтобы грядущее введение «Евро-7» упустило эту возможность для смягчения последствий глобального потепления». Уже сейчас современные дизельные и бензиновые двигатели не оказывают существенного влияния на состояние городской среды. «То, что социально и экономически правильно, не должно быть экологически неправильным», – продолжил Деннер. «Мы должны поддерживать баланс между экономическими, экологическими и социальными аспектами». По его словам, цель должна заключаться в том, чтобы помочь автомобильной промышленности перейти на экологически чистую, безопасную для климата мобильность при одновременном сохранении рабочих мест.
Сочетая искусственный интеллект и Интернет вещей, Bosch хочет занять позицию на рынке, который оценивается в миллиарды. Благодаря инновационным решениям AIoT компания создаст дополнительные преимущества для клиентов за счет снижения затрат на электроэнергию и повышения комфорта и безопасности. Подключенность генерирует информацию о том, как используются продукты Bosch. Bosch хочет воспользоваться этим, с одной стороны, чтобы улучшить пользовательский опыт с помощью обновлений программного обеспечения, с другой – в качестве основы для новых функций и услуг. В течение последних нескольких лет компания Bosch создавала для этого технические предпосылки: IoT подключает устройства, датчики и шлюзы к Интернету, а облачная инфраструктура обрабатывает данные. Кроме того, ИИ-платформа позволяет быстро масштабировать приложения искусственного интеллекта.
«Следующий шаг – превратить техническую экспертизу в бизнес», – сказал Деннер. Компания Bosch уже продала около десяти миллионов электроинструментов, бытовой техники и систем отопления с подключением к Интернету, и число активных пользователей растет. Чтобы использовать свои знания и опыт в области искусственного интеллекта, компания в начале 2017 года основала Центр искусственного интеллекта Bosch, (Bosch Center for Artificial Intelligence, BCAI), который уже приносит свои плоды. Первоначальные инвестиции окупились всего через три года после его создания; в настоящее время вклад BCAI в оборот составляет около 300 миллионов евро. В настоящее время в BCAI около 270 специалистов по искусственному интеллекту, которые работают над более чем 180 проектами в таких областях, как мобильность, производство, «умные дома» и сельское хозяйство.
Новое подразделение Cross-Domain Computing Solutions, насчитывающее около 17 000 сотрудников, также сыграет важную роль в продвижении Bosch к статусу AIoT-компании. «Новое подразделение объединяет разработку аппаратного и программного обеспечения для новых архитектур автомобильной электроники», –сказал Деннер. «Это наш вход на развивающийся рынок, который развивается за счет более высокого уровня интеллекта в автомобилях». Только во второй половине 2020 г. компания Bosch получила заказы на автомобильные компьютеры на сумму около 2,5 млрд. евро. Дальнейшие сделки стоимостью в миллиарды долларов должны последовать в этом году.
Компания Bosch разрабатывает приложения AIoT во всех секторах своего бизнеса. Одним из примеров является Aviotec, видеосистема обнаружения пожара, использующая ИИ для обнаружения дыма и пламени даже при использовании инфракрасного излучения в качестве единственного источника света. Другой пример – прикладная платформа для визуального осмотра заготовок обрабатываемого изделия, которая использует искусственный интеллект для обнаружения даже мельчайших царапин на поверхности. А в фитнес-трекерах новый датчик, который самообучается благодаря ИИ, сводит к минимуму задержки и энергопотребление. Здесь интеллект находится в самом датчике.
В результате пандемии коронавируса в операционных подразделениях компании Bosch продажи упали; рост продаж наблюдался только в секторе Потребительские товары. В секторе Решения для мобильности, который особенно сильно пострадал от остановки производства в автомобильной промышленности, был зафиксирован объем продаж в 42,3 млрд. евро. Однако, несмотря на снижение на 9,5% в годовом исчислении, бизнес рос быстрее рынка, где производство автомобилей сократилось на 15%. После корректировки с учетом эффекта обменного курса падение продаж составило 8,1%. Объем продаж подразделения Потребительские товары увеличился на 5,2% и составил 18,6 млрд. евро. С поправкой на колебания валютного курса показатель вырос до 8,2%. Предприятия, выпускающие бытовую технику и электроинструменты, воспользовались тенденцией потребителей сфокусироваться на домашней обстановке. Несмотря на рост заказов после падения, сектор Промышленные технологии не смог избежать затянувшегося ослабления рынка. Общий объем продаж снизился по сравнению с предыдущим годом на 16% (с поправкой на колебания валютного курса – на 15%) и составил 5,1 миллиарда евро. В секторе Строительные технологии и энергетика оборот составил 5,4 млрд. евро. В то время как программы субсидирования помогли бизнесу отопительных систем добиться положительных результатов, отмена многих мероприятий оказала негативное влияние на бизнес, связанный с конференциями и технологиями для публичных выступлений. Продажи снизились на 3,4%, или на 2% с поправкой на колебания валютного курса.
Bosch почувствовала влияние весеннего спада продаж во всех регионах: выручка от продаж в Европе составила 38 млрд. евро. Это представляет собой снижение на 5,7% по сравнению с предыдущим годом (4,6 % с поправкой на колебания валютного курса). Объем продаж в Северной Америке снизился на 14% и составил 10,8 млрд. евро, снизившись на 12% с поправкой на обменный курс. В Южной Америке общий объем продаж составил 1,1 млрд. евро. В номинальном выражении это означает снижение на 21%. С поправкой на колебания валютного курса это падение составило всего 2,5%. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона общий объем продаж составил 21,7 млрд. евро, что всего на 1,4% меньше, чем в предыдущем году. После корректировки с учетом эффекта обменного курса продажи фактически выросли на 0,5%. Такому результату способствовало быстрое восстановление рынка и положительное развитие ситуации в Китае. Впервые в истории компании Bosch объем продаж в Китае превысил объем продаж в Германии.
По состоянию на 31 декабря 2020 г. в Группе Bosch работало около 394 500 сотрудников по всему миру. Это свидетельствует о том, что, несмотря на кризис, компании Bosch удалось сохранить стабильный уровень занятости, причем изменения произошли в основном в Китае и Германии. Компания Bosch немного увеличила численность сотрудников подразделений, занимающихся исследованиями и разработками, для того чтобы обеспечить дальнейшее продвижение ключевых стратегических инвестиций.
Bosch ожидает, что мировая экономика будет медленно восстанавливаться в 2021 году. После того, как в прошлом году она сократилась примерно на 4,5%, Bosch прогнозирует рост в этом году чуть менее чем на 4%. «Кризис еще не закончился», – сказал Азенкершбаумер. По его мнению, не только сохраняющийся высокий уровень заражения и связанные с этим социальные и экономические ограничения будут сдерживать рост. Он пояснил, что политические события, такие как Brexit и продолжающаяся стратегическая конкуренция между США и Китаем с ее потенциальными торговыми ограничениями также могут повлиять на развитие мировой экономики. «Несмотря на все трудности, нашей целью остается более динамичный рост, чем в среднем по рынкам в важных для нас секторах и регионах». Независимо от дальнейшего развития пандемии Bosch намерена продолжать корректировки, необходимые для реагирования на структурные изменения, и сделать их как можно более социально приемлемыми. «Наши серьезные усилия по снижению затрат и повышению конкурентоспособности обеспечивают прочную финансовую основу, которая позволит нам расширять новые перспективные направления».