250 километров золотой осени ради милосердия
В солнечный субботний день 8 октября, набив до отказа CHERY TIGGO 8 PRO MAX одеждой и разными полезными вещами, мы отправились в Тульскую область, чтобы навестить Хитровщинский дом милосердия.
Почему именно туда и сейчас? Придется сделать небольшое отступление и порассуждать на тему проблем нашего общества. Мое личное мнение, что благодаря покойной Доктору Лизе и ее фонду благотворительность в России заняла почетное место. Она смогла убедить людей, что не только мошенники, наживающиеся на доброте одних и горе других, есть на свете. Она научила, что благотворители – это мы, а не кто-то другой. И вот эти люди по соседству, которые спасают котиков, собачек, детей, потерявшихся в жизни людей – это мы. И да, это тяжелый труд, к «сладким» результатам которого нет-нет, да норовят притереться мошенники всех сортов.
Сегодня благотворительность переживает кризис – сначала ковид и ограничения на передвижения, теперь СВО. Но благотворительность жива, несмотря на то, что яркой и невероятно харизматичной Лизы с нами нет. Есть другие. Может, не такие яркие и масштабные, но не менее ценные для здоровья общества. Легко быть щедрым в годы тучных коров. Сложнее, когда настают времена тощих буренок, живописующих о глобальных потрясениях. И прекрасно, что наше общество сохраняет внутреннее понимание ценности милосердия.
Эта поездка стала для меня немного неожиданной – примерно месяц назад умерла одна моя близкая знакомая и я стала обладателем багажника хорошо сохранной женской одежды. Не сказать, что все это произошло уж совсем внезапно - бабушка была всего лишь на год младше британской королевы. Но одно дело понимать перспективы, а другое – вот она, смерть. Девать все эти курточки, блузочки, ботиночки, бережно мытые и хранимые, было некуда. К этому добавились кастрюльки, тарелочки, хрусталь, вилочки да ложечки. Выкинуть же – рука не подымалась.
Можно было бы отдать все это беженцам, но если «на дурачка» начать искать благотворительность для тех же беженцев, то вы узнаете много интересного. Например, что сдать вещи можно далеко не везде. И к самим вещам требования таковы, что проще плюнуть и отправить это всё на помойку. Многие принимают не просто чистые вещи в хорошем состоянии, а им подавай с бирочкой – только новые.
Простите, конечно, но у некоторых моих племянниц и племянников «полна коробочка» детей. Так, четвертая дочка одной из них новые вещи видит изредка. В основном, что мама пошьет или перешьет. И не жадность это, не беднота. Есть такое слово - бережливость. Дети растут: неравномерно - то быстро, то медленно. Вот, в начале лета было 10 пар брючек. К концу лета на ребенка налезают лишь трое. Или курточка – одел ребенок в апреле-мае дней десять, а в октябре подавай уже иные размеры. Та же история с обувью. Бирочки нет, а вещь выкидывать рука не подымается. Хорошо, когда на подходе следующие. Но и там сколько лет пролежит вещь без дела, пока младшенький «подоспеет»? А если промахнулся ребенок в размер по сезону, или народился не того пола, жди следующего? Поэтому среди многодетных круговорот детских вещей – это норма. Так что предложение маме пятерых детей купить новую вещь и куда-то отвезти выглядит странным. Особенно у тех, кто бережлив. Так, например, наша семейная детская кроватка уже больше сорока пяти лет нянчит малышей – хоть сейчас на продажу, только бирочку повесь, что новая.
У пожилых другая проблема. Любящая семья, но бабушке-дедушке уже не по силам ежедневные променады да регулярные званые вечера. Случаются они редко, но, если уж случаются, человек должен быть одет с иголочки. И вот настал день прощания. Что с одеждой, обувью потом? Выкидывать? Или бирку пришивать, что новая?
Однако вопрос бережливости все же не самый главный, хотя и является тем стимулом, ради которого обращаешься к благотворительности. Животрепещущее для многих – доверие к благотворителям. Где отчеты по отданным вещам «с бирочками», где эти живые люди, которых вы осчастливили? На языке конкретики - где ваша репутация? Не жаль отдать, жаль затратить силы и отдать труды мошенникам или дуракам. Важно, чтобы вещь принесла пользу.
Как мы понимаем, речь не о заношенных дырявых трусах-носках (хотя, иногда, без отталкивающих прилагательных и они попадают в эту историю). Все условия соблюдены: вещи чистые. Тут все понятно – еще не хватало блох, клещей, вшей, клопов и прочей более мелкой заразы подарить.
С такими вещами можно пойти в «секонд хенд» или «реюз шоп», например. Но это не про благотворительность, если всерьез. Продать можно разнообразными способами, но есть те, кому и эти магазины да способы не по карману.
Поэтому к выбору, куда отдать, приходится подходить взвешенно. Наша редакционная задача стояла отдать максимально эффективно и максимально полезно.
Благодаря коллегам из «Ваш друг авто», проторившим дорогу в Хитровщинский дом милосердия (https://h-d-m.ru/), мы решили отдать накопленные богатства туда.
Сначала казалось, что придется ехать на личном транспорте, но благодаря помощи представительства Chery, которое ради такой поездки предоставило нам семиместный полноприводный Tiggo 8 PRO MAX, мы смогли увезти больше изначально запланированного – машина оказалась действительно вместительной. И загрузили мы ее по самую крышу.
Душой и движущей силой Дома милосердия на Хитровщине является Фролова Ольга Ивановна, которая начинала с того, что стала матерью приемной семьи для детей. Поначалу к ней обращались за помощью семьи, оставшиеся без документов и крова на территории Тульской области и близлежащих регионов. Ольга Ивановна подселяла их к себе домой или же находила жилье в селе, которое можно было арендовать.
Когда в 2007-2008 годах места стало не хватать, она смогла сначала организовать выкуп и ремонт маленького дома в селе Хитровщина для размещения группы детей. 29 ноября 2007 года был официально зарегистрирован АНО «Хитровщинский дом милосердия”. Маленькие дела да душевные усилия стали более серьезными. Через четыре года удалось выкупить заброшенную школу в поселке Новольвоск – необычайно красивом и тихом месте на берегу реки Улыбыш, где и расположился Хитровщинский Дом Милосердия
Сейчас приют преимущественно работает в кооперации с социальной опекой, помогая людям в трудных жизненных ситуациях. Сегодня на попечении Дома милосердия находится около 150 человек, которым оказывается регулярная помощь. Из них около 30 женщин и 100 детей, среди которых пятеро инвалидов.
Впечатляющим результатом деятельности Дома милосердия с момента его основания стало возвращение к нормальной жизни 80 семей. Только вдумайтесь в эти цифры!
Один из важных аспектов возвращения людей к жизни – это возможность их включения в нормальную трудовую жизнь. В Хитровщинском доме милосердия учат работать руками, поэтому все для шитья и поделок пригодится.
В будние дни здесь бурлит жизнь. Мы же приехали в субботу, когда все поехали копать картошку. Поэтому мы увидели дом, дающий уют и безопасность обездоленным, в тишине ожидания своих настоящих хозяев. Вот бы денег только найти на логопеда да воспитателя – сегодня средств на них не хватает Дому милосердия, но государство нынче финансирует другие проекты. Не хватает не только этого – нужно практически всё: вещи, продукты, стиральные порошки, подгузники, инструменты. Все, что нужно для процветания такого огромного хозяйства, потому что слишком часто сюда попадают люди, лишившиеся буквально всего.
Несмотря на все трудности, жизнь идёт и Ольга Ивановна не унывает – всё получится. Главное, не опускать руки. И даже самые страшные истории могут иметь счастливый конец. С Божьей помощью.
Лично я рада этому опыту знакомства с успешной благотворительностью. И рада, что именно с этими людьми мне придется делить столь непредсказуемое будущее.
Больше тридцати лет назад Цой пел «Закрой за мной дверь – я ухожу», а сегодня я скажу: «Уходя – уходи. Я остаюсь». Хватит бегать. Мы дома и дом отчаянно требует наших рук и любви.
Текст и фотографии Натальи Парамоновой