Автомобили «сели» на топливную диету
Автомобили «сели» на топливную диету
В начале года ведущий мировой автомобильный концерт Toyota Motor представил автомобиль на базе модели Yaris, расходующий всего один литр бензина на 40 километров пробега.
Новая машина демонстрирует главную тенденцию современного автомобилестроения - стремление к снижению потребления топлива. Решается эта задача за счет разных конструкторских решений, внесения изменений в силовые установки, снижения веса «железных коней». Например, начиная с 2011 года автомобили Mazda станут весить минимум на 100 кг меньше, чем сейчас. «В среднем, если масса автомобиля снизится на 100 кг, то показатель топливной экономичности улучшится на 3-5%», - заявляет вице-президент компании Mazda Роберт Дэвис
Еще более внушительно можно уменьшить вес грузовых автомобилей. В конце прошлого года российский холдинг «Мосдизайнмаш» (крупнейший производитель фургонов и полуприцепов) подвел итоги трехлетнего использования стали Laser 420 MC от Ruukki (европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения). Применение стали для рам шасси грузовых автомобилей позволило без потери прочности и качества уменьшить вес конструкций на 20-25%. «Меньшие по весу фургоны и полуприцепы меньше разбивают дороги и расходуют топлива, - говорит Олег Виноградов, директор производственной компании холдинга «Мосдизайнмаш». - Условно говоря, каждые лишние 100 кг массы - это дополнительный литр солярки. А в наши дни при грузоперевозках именно экономичный расход топлива может стать очевидным конкурентным преимуществом».
Современные стальные листы, сваренные методом гибридной лазерной сварки, могут применяться для производства платформ грузовых автомобилей и конструкций железнодорожных вагонов, в которых ранее традиционно использовались толстые листы более крупных размеров и большей толщины. «Недавно мы разместили на нашем сайте калькулятор энергосбережения, позволяющий рассчитать конкретный эффект от применения специальных сталей. Калькулятор помогает оценить влияние специальных сталей: например, на показатели дополнительной полезной нагрузки, экономию затрат и топлива, а также сокращение выбросов CO2 по сравнению с применением обычных сортов стали», - сообщает Сергей Анисимов, директор по продажам дивизиона Metals российского подразделения компании Ruukki.
Помимо снижения веса автомобиля в настоящее время в мире ведется активная работа по уменьшению трения автошин. Чем меньше трения - тем меньше расход топлива. В частности, с конца 2012 года в Европе планируют ввести новую маркировку шин, чтобы покупатель мог выбрать наиболее экономичные и экологичные разработки.
В ряде стран уже законодательно закреплены требования к автопроизводителям, вынуждающие их снижать потребление топлива своими моделями. Например, в США существует закон, по которому все машины должны в среднем расходовать не более 6,8 л топлива на 100 км. Те компании, чья продукция не соответствует этим нормативам, платят крупные штрафы.
Запрет «прожорливых» автомобилей в развитых странах мира - только вопрос времени. Продукция, потребляющая много топлива, становится полностью неконкурентоспособной. Вот почему в последнее время стало появляться так много новинок в этой сфере. В их числе можно отметить и отечественные разработки. Например, концерн РОСНАНО создал усовершенствованный термогенератор. Это специальная насадка на выхлопную трубу, снижающая концентрацию СО2 в выхлопных газах и сокращающая расход топлива. «Во время движения автомобиля кондиционер, например, забирает около 20% мощности двигателя. Наш прибор будет вырабатывать ток и для кондиционера, и для другой электроники в машине. В результате, потребляемая мощность двигателя снизится. За счет этого мы уменьшим выделение СО2, снизим температуру выбросов», - отмечает Валерий Башков, директор учебно-инженерного центра нанотехнологий при институте имени Баумана.
Кто знает, возможно, в будущем подобные инновации приведут к тому, что для заправки автомобилю понадобятся не литры, а миллиграммы бензина: ведь и сегодняшний уровень расхода топлива когда-то казался фантастикой.
Публикации по данной теме:
Видео: От чего зависит расход топлива
Гибридные технологии