Audi начинает производство синтетического метана
«Audi делает значительный шаг вперед к мобильности будущего, - заявил в своей речи на открытии завода руководитель отдела общей разработки автомобилей Хайнц Холлервегер (Heinz Hollerweger). - Audi - единственный в мире автопроизводитель, обладающий этой инновационной технологией. Исследования в области синтетических экологически чистых видов горючего составляют основу нашей стратегии производства экотоплива». Руководитель отдела экологически безвредной продукции Райнер Мангольд (Reiner Mangold) добавил: «Завод power-to-gas, построенный нами в Верльте, может стать важной вехой настоящей энергетической революции, выходящей далеко за пределы нашей компании». Федеральный министр Германии по вопросам окружающей среды, природосбережения и ядерной безопасности Петер Альтмайер (Peter Altmaier) в своей приветственном обращении также одобрил усилия, прилагаемые Audi в этом направлении.
Технология производства e-gas состоит из двух основных этапов: электролиза и метанирования. На первом этапе вода при помощи излишков «зеленого» электричества расщепляется на кислород и водород в трех электролизерах. На этом водороде когда-нибудь смогут ездить автомобили с топливными ячейками. Но пока в мире нет соответствующей развитой инфраструктуры, сразу выполняется следующий технологический этап: метанирование. Водород реагирует с CO2, образуя синтетический метан, Audi e-gas. Он практически идентичен природному газу, и его можно поставлять на газозаправочные станции, используя существующую инфраструктуру и газотранспортную сеть Германии. По планам, завод начнет поставлять Audi e-gas в газотранспортную сеть осенью 2013 г.
Предприятие будет производить около 1000 тонн топлива e-gas в год, химически связывая при этом около 2800 тонн CO2. Примерно такое же количество углекислого газа за год поглощает буковый лес из 220 000 деревьев. Единственными побочными продуктами процесса производства являются вода и кислород.
Завод по производству топлива Audi e-gas сооружен в сотрудничестве с компанией по строительству промышленных объектов ETOGAS GmbH (ранее известной как SolarFuel) и ее партнером MT-BioMethan GmbH на площадке в 4100 кв.м., принадлежащей EWE AG. Строительство началось в сентябре 2012 года, а уже к декабрю комплекс был готов. Главный приоритет в производственном цикле завода - эффективное использование потоков энергии. Излишки тепла, образующиеся в ходе метанирования, используются на соседнем заводе по производству биогаза, существенно увеличивая общую эффективность предприятия. В свою очередь, этот завод поставляет высококонцентрированный CO2 как базовое сырье для производства e-gas - двуокись углерода становится топливом, а не выбрасывается в атмосферу.
Предполагается, что e-gas из Верльте станет топливом для 1500 новых Audi A3 Sportback g-tron, обеспечивая каждой из них ежегодный CO2-нейтральный пробег в 15 000 км. В пятидверном хэтчбеке с двигателем 1.4 TFSI в качестве топлива может использоваться природный газ, биометан и Audi e-gas; кроме того, двухтопливная концепция машины позволяет ей ездить и на бензине. Все это обеспечивает запас хода около 1300 километров без дозаправок.
При покупке автомобиля клиент может заказать квоту на e-gas. С этого момента он будет включен в процесс учета топлива, гарантирующий, что весь газ, закачиваемый в баллон автомобиля на газозаправочной станции, поступил в газотранспортную сеть именно с завода Audi e-gas. Для выставления счетов и их оплаты используется специально разработанная пластиковая карта Audi e-gas.
Модель Audi A3 Sportback g-tron, выпуск которой запланирован на конец этого года, потребляет в среднем менее 3.5 кг e-gas на 100 км пути. Выбросы CO2 не превышают 95 г/км по циклу NEDC. Работа двигателя на Audi e-gas является нейтральной с точки зрения влияния на климат, так как CO2, образующийся во время эксплуатации автомобиля, ранее был изъят из атмосферы при производстве топлива e-gas. Даже при комплексном анализе wheel-to-well (буквально: «от колеса до скважины»), который учитывает строительство и эксплуатацию завода e-gas, а также строительство и обслуживание ветрогенераторов, выбросы CO2 составляют лишь 20 г/км. Этот рекордно низкий показатель недавно был подтвержден сертификатом TÜV Nord.
Проект Audi e-gas выходит далеко за рамки автомобильной промышленности. Он демонстрирует, как значительные объемы «зеленой» электроэнергии можно хранить эффективно и без привязки к месту производства: нужно преобразовать их в метан и закачать в газотранспортную сеть, крупнейшую государственную систему хранения энергоносителей в Германии. С запуском проекта e-gas компания Audi становится участником и лидером энергетической революции. Крупнейшие немецкие энергетические компании уже подхватили идею преобразования излишков энергии с использованием технологии power-to-gas и начали вслед за Audi реализацию первых собственных проектов.
Проект e-gas является частью комплексной стратегии Audi по разработке различных видов экологически чистого топлива. Параллельно с комплексом по производству e-gas в Верльте Audi финансирует работу исследовательского центра в Хоббсе, штат Нью-Мексико, США, по производству e-этанола и e-дизеля совместно с компанией Joule. Здесь при помощи микроорганизмов, воды (загрязненной, соленой или канализационной), солнечного света и двуокиси углерода вырабатывается высококачественное чистое топливо. Стратегической целью этих проектов является использование CO2 в качестве сырья для производства топлива, благодаря чему уменьшается «углеродный след». Стратегия e-топлива является важной составляющей инициативы Audi по достижению экологической безвредности.