Fleetboard Truck Guard – от идеи до прототипа всего за 4 недели
Одна из наиболее сложных задач, которые возникают при разработке цифровых решений, заключается в том, чтобы оперативно довести новый продукт до стадии запуска на рынок и обеспечить его доступность клиентам. Это верно и в отношении логистики. Fleetboard решает эту задачу с помощью т.н. «Воронки инноваций» (англ. Innovation Funnel) – процесса, через который проходят все новые идеи цифровых проектов начиная с середины 2016 г. Идеи будущих решений могут предлагаться в Innovation Funnel как сотрудниками, так и партнерами и заказчиками.
На семинаре Media Workshop Fleetboard – Driving logistics forward, прошедшем 8 мая 2017 года в Мюнхене, интернациональная команда журналистов выступила в качестве жюри в формате блиц-презентации (англ. Elevator Pitch – очень сжатая презентация продукта, которая должна занимать не больше времени, чем поездка на лифте): ознакомившись с 3 идеями, наибольшее количество журналистов отдали свои голоса системе Fleetboard Truck Guard, тем самым, приблизив проект на один шаг к следующему этапу отбора «Аквариум с акулами» (англ. Shark Tank) – краткое представление идеи перед критиками-инвесторами для формирования перечня аргументов в защиту ее реализации и принятия решения касательно инвестирования в данный проект).
Первоначальная цель системы Fleetboard Truck Guard – предотвратить кражу топлива посредством мониторинга автомобилей с помощью различных технических средств, таких как вспомогательные датчики и камеры, устанавливаемые непосредственно на грузовой автомобиль. Дополнительные данные, регистрируемые при помощи таких средств, анализируются одновременно и на автомобиле, и в специальном приложении. При обнаружении кражи немедленно на приборную панель оператора автопарка и на мобильное устройство, которым пользуется водитель, отправляются автоматические сигнал и сообщение о краже.
Fleetboard Truck Guard – обсуждения с заказчиками и партнерами
У сотрудника Fleetboard Стивена Куаака, презентовавшего идею в Мюнхене, было 4 недели на то, чтобы собрать небольшую проектную команду, которая оперативно создала бы прототип продукта и составила соответствующий бизнес-план.
В случае с Fleetboard Truck Guard команда Стивена Куаака посвятила последние несколько недель многочисленным обсуждениям идеи совместно с Отделом развития FleetBoard и Отделом продаж и маркетинга «Мерседес-Бенц Тракс», а также с более чем 20 клиентами из 5 стран. Несмотря на то, что в ходе обсуждения был обнаружен ряд технических сложностей реализации, в частности, необходимость доустановки дополнительных датчиков и камер, а также обеспечение системы достаточным электропитанием при выключенном двигателе, команда продолжила разрабатывать идею дальше.
С точки зрения клиентов, есть достаточно большой спрос на решения подобного рода, которые позволили бы предотвратить хищение топлива, но также было сформулировано четкое требование: решение не должно требовать капиталовложений в дополнительное оборудование. Помимо этого, в ходе обсуждений выяснилось, что на первом этапе клиенты хотели бы получить систему общего контроля, которая бы просто идентифицировала любые нарушения и несоответствия, связанные с топливом.
От аппаратных средств к чисто цифровому решению
Тщательно обдумав полученные мнения, проектная команда пересмотрела первоначальную концепцию, которая подразумевала использование дополнительных аппаратных средств. Теперь фокус сместился в сторону цифрового решения в чистом виде, которое требует меньших вложений и лишь небольшой объем работы со стороны заказчика – как для Fleetboard, так и для самих пользователей сервиса. Соответственно, решение стало более привлекательным, а его внедрение – более быстрым.
Первый шаг: Fuel Report
Первым шагом, запланированным проектной командой, является инструмент Fuel Report, который будет производить оценку данных для выявления любых нештатных ситуаций, например, быстрое уменьшение уровеня топлива при его низком расходе. Для этого Fleetboard разрабатывает решение для работы с большими объемами данных. Это решение позволяет сопоставлять имеющиеся данные об уровне топлива в баке, расходе топлива и средней скорости грузовиков с шаблонами, свидетельствующими о нецелевом расходе топлива.
Клиент получает «умное» сравнение результатов, которое позволяет делать выводы относительно потерь топлива. Данное решение освободит клиентов от длительного рутинного сравнения чеков за оплату топлива с данными телематики. Ручная обработка информации о датах и времени для выявления нарушений будет полностью исключена. Это позволит составлять оперативные отчеты о результатах анализа на ежедневной, еженедельной и ежемесячной основе. Таким образом, у клиентов появится возможность делать выводы о том, где и когда наиболее часто происходит кража топлива, и вводить необходимые контрмеры. Группа по проекту уже подготовила предварительный макет Fuel Report и вскоре начнет испытания данного решения у первых нескольких клиентов.
Дальнейшее развитие: потенциальное активное вмешательство в случае обнаружения связанных с топливом нарушений
В результате дальнейшей разработки решение по работе с большими объемами данных сможет, например, оперативно идентифицировать даже незначительные несоответствия в данных о работе топливной системы даже во время простоя автомобиля и в режиме реального времени отправлять соответствующее предупреждение в транспортную компанию. Следующий возможный шаг – непосредственная связь с автомобилем, в результате чего, в случае оповещения об опасности, грузовик будет самостоятельно активировать освещение и издавать предупредительный сигнал для предотвращения кражи.
Проектная команда представит прототип на следующем этапе отбора «Аквариум с акулами». После этого будет принято решение о дальнейшей работе над реализацией данного функционала.
О «Воронке инноваций»
Первая ступень «Воронки инноваций» Fleetboard известна под названием «Блиц-презентация». У каждого из участников есть максимум 5 минут на то, чтобы представить свою идею членам Группы цифровых продуктов и убедить их в пользе данной идеи для клиентов. Группа цифровых продуктов состоит из экспертов разных функциональных областей, представляющих Fleetboard, «Мерседес-Бенц Тракс», «Даймлер Файненшл Сервисез» и IT отдела. Если идея одобряется группой, то она переходит на стадию прототипа. Участники собирают небольшую, но оперативную команду, у которой есть 4 недели на дальнейшую проработку идеи, изучение её потенциала вместе с клиентами и другими бизнес-подразделениями «Даймлер Тракс» и разработку предварительного прототипа. В течение этой стадии после обратной связи, полученной от клиентов, довольно часто происходит переосмысление изначальной концепции и изменение подхода.
Следующая стадия включает в себя презентацию прототипа и соответствующего бизнес-плана той же Группе цифровых продуктов, но теперь в формате шоу «Аквариум с акулами» (в ряде стран также известное как Dragons’ Den - «Логово драконов»). Если большинство вновь голосует за идею, проектная команда начинает работу над реализацией и дальнейшей разработкой продукта вплоть до его запуска на рынке.
Первоначальный макет системы Fleetboard Truck Guard Fuel Report – решения по работе с большими объемами данных, которое идентифицирует нарушения и аномалии в уровне топлива в баке.