Пески, жара и сходы - чем запомнился второй гоночный день
Невероятная жара, большой и сложный спецучасток, множество поломок и сходов – второй гоночный день стал серьезным испытанием для всех. В меню дня были 325 километров по пескам, кочкарнику и жесткой трассе Наримановского района Астраханской области и, конечно, излюбленные барханы. Не все экипажи самостоятельно смогли добраться до финиша.
Зная, насколько коварны Астраханские пески, механики всю ночь настраивали машины, стараясь предугадать давление в шинах, настройки подвески и другие технические факторы, которые могли бы помочь экипажам неплохо проявить себя в сложный воскресный день на столь продолжительном спецучастке. В маршрут второго дня включено было целых три песочницы, которые славятся своим коварством уже не один десяток лет. В 06:30 утра первая машина покинула уютный бивуак возле отеля "Азимут" и выехала в сторону старта СУ2. День обещал быть непростым, а по итогам жеребьевки выступать "открывашкой" сегодня должен был женский экипаж Анастасии Нифонтовой и Екатерины Жадановой. Следом за Нифонтовой стартовый створ второго гоночного дня проехало еще четыре багги, подгоняемых целой плеядой тяжелой техники. Среди первой десятки стартующих оказался МАЗ, подпираемый четырьмя автомобилями команды КАМАЗ-мастер.
Только за первый час гонки по различным техническим неисправностям останавливались на трассе экипажи Александра Голоушкина, Анастасии Нифонтовой, Вячеслава Папуцкого, Александра Томилина. Борис Гадасин достаточно легко смог обойти соперников, однако и у него были трудности, экипаж несколько раз сбивался с курса. Независимая подвеска мотовездеходов, конечно, скрадывала немного неровности трассы, но кочкарник, трава и песок, приправленные достаточно высокими скоростями одинаково доставляли немало проблем как юрким "кибиткам", так и серийным автомобилям и большим монстрам грузового зачета. Белорусский пилот Сергей Вязович, преследуемый по пятам "Синей армадой" не выдержал прессинга и высоких накалов борьбы, и в результате технических проблем вынужден был сойти: если первые 150 километров у белоруса получалось удерживать лидерство, то уже после 200 километра его автомобиль поломался. Экипаж было ринулся чинить, и даже получилось вернуться в гонку, но повторная поломка оставила "мазовцев" ждать эвакуации на трассе. Однако белорусские пилоты еще не теряют надежды устранить все поломки и завтра выйти на старт.
"Синей армаде" второй гоночный день тоже принес сплошные поломки: сразу у трех экипажей Дмитрия Сотникова, Эдуарда Николаева и Андрея Каргинова пропал передний привод, и разные технические нюансы не давали держать максимальный темп. Повезло экипажу Богдана Каримова, который избежал серьезных технических проблем, но физически преодолеть маршрут гонки в такую жару после долгого зимнего перерыва и для него было тоже тем еще испытанием. Но он справился и смог показать второй раз лучшее время дня.
Богдан Каримов, пилот КАМАЗ-мастер:
Это был один из самых сложных спецучастков в моей гоночной карьере. Было сложно физически: очень жарко, и с непривычки после большого зимнего перерыва такой спецучасток дался очень тяжело. К машине я еще привыкаю, участники все сильные, чемпионы Дакара, Шелкового пути. Физически было очень сложно первые 200 км, голова переставала работать, остановились, 15 минут был отдых, освежился, облив голову водой, стало полегче. Штурман хорошо отработал, не было проблем и все было без нареканий. В одном месте у всех команд не взялась точка, возвращались и потеряли 2 минуты. У нас по технике все было неплохо, но было жарко, кондиционеры не справлялись. Завтра будем ехать быстро, но аккуратно.
Вторым местом отметился Эдуард Николаев, на третьем Дмитрий Сотников, Андрей Каргинов – четвертый. Пятерку лидеров замкнул Алексей Черкесов, и теперь именно он лидирует в зачете Т3. Всего чуть более в 2 минутах позади него еще один белгородский экипаж Дмитрия Черкесова, а Бориса Гадасина от Алексея отделяют 5 минут 40 секунд.
Эдуард Николаев, пилот КАМАЗ-мастер:
Отличный спецучасток, настоящая Астрахань. Не совсем доволен автомобилем, немножко не попали в настройки, машина не позволяла держать тот темп, который хотелось. Но это нормально, так как мы всегда что-то пробуем, ищем. Завтра надеюсь все поправим. Еще была поломка привода переднего моста, вместо четырех ведущих колес было три. Это сказывалось как на торможении, так и на разгоне автомобиля, приходилось раньше сбрасываться и не так динамично разгоняться. Но тем не менее машина на финише, сейчас все подкорректируем и завтра будет лучше. Очень интенсивный день, много кочек, ям. Сошел экипаж наших соперников Сергея Вязовича, к сожалению. Надеемся ребята все технические проблемы устранят, починят и завтра поедут дальше. У всех, к сожалению, бывают технические сбои.
Дмитрий Сотников, пилот команды КАМАЗ-мастер:
День прошел плохо, хуже не придумаешь. Весь день боролись с трассой, с машиной. С 15 километра были проблемы с техникой: пропал передний привод, пытались ехать на блокировках, машину кидало, бросало, динамики не было, и не понятно было доедем или нет. Пропустили Андрея Каргинова, потом уехали и почти никого не видели. Увидели пару следов, у нас не взялась точка, возвращались, и в этот момент заметили Сергея Вязовича. Взяли точку, опять встретили Андрея Каргинова, который видимо тоже ее искал. Вязович стоял рядом с трассой и показывал перекрещенные руки, видимо сход. На нейтрализации пообщались с товарищами по команде. Оставшиеся 100 километров ехали потихоньку, даже максимальной скорости не было, так как тоже был ряд технических проблем. Спецучасток оказался очень тяжелым, Не знаю, сколько приедет целых машин, очень много стояли, из тех, кто был впереди. Все в буграх, ровной дороги нет, старались терпеть до конца. Тяжелый рабочий участок на выносливость. В песках приходилось выбирать траектории и больше уходить галсами, так как машина просто не ехала. Ехали не очень уверено, но мы рады, что добрались до финиша. План на завтра устранить технические проблемы и поехать уже нормально.
Игорь Чудайкин, штурман Вячеслава Папуцкого:
Первые 70-90 километров была очень жесткая трасса, средняя скорость была низкая, было очень "убойное" начало. Потом вроде раскатились, песочницы интересные быстро пропрыгали. Народу на Большом брате было как обычно много, что приятно. Мы довольны, проехали хорошо. Сначала переживали, что за нами едут 5 грузовиков, но потом вкатились и стало не до них. До зоны дозаправки они нас не догнали, потом нам один КАМАЗ привез немного по времени, мы за ним ехали до Большого брата, а потом обогнали. Машина повела себя хорошо, но доехали без явных технических проблем. Ну мы бережем силы. Гонка длинная. Задача была сегодня доехать. "Головка" пелотона едет достаточно плотно и любая техническая ошибка тебя отбрасывает далеко назад.
В зачетах Рейд-спорт и Т2 тоже поредело. Автомобиль Богдана Вавренюка/Артема Терентьева сегодня вынужден был вернуться в Парк сервиса с помощью эвакуатора, естественно потеряв надежду на третье место в категории Рейд-спорт, планы на которое были еще вчера. Сергей Соболев и Максим Плюхин хоть и отметились на финише среди десятки первых финишеров, но их свежепостроенный автомобиль с богатой историей тоже уже после Большого брата стал просить пощады, перегрелся и экипажу пришлось час загорать в песках, в ожидании пока техника остынет. Решив не испытывать судьбу они по срезкам добрались на финиш и завершили на сегодня гонку, конечно, нахватав в копилку большой временной штраф от судей.
Максим Плюхин, штурман Сергея Соболева:
Спецучасток прошел нормально, трасса понравилась, закрученная и интересная, было где заблудиться. Если чуть-чуть зевнуть можно и мимо проехать. Мы проехали одну песочницу из трех, по той причине, что на 70 километре нагрелась коробка, а 150 градусов для нее крутовато. Мы остановились, чтобы она остыла. К этому моменту у нас нагрелись два топливных насоса, и мотор уже хотел закипеть. Поэтому мы встали, остывали час, была мысль сразу завершить гонку, но машина новая, свежепостроенная, хотя и со своей историей, и мы ее учим только ездить, поэтому решили рискнуть и еще побороться. Проехали еще 10 километров и на каком-то подъеме машина встала и отказалась заводиться. Мы постарались понять, что и где у нас могло случиться, еще постояли, и наконец, когда она еще больше остыла, мы поехали в сторону финиша по диагонали. Срезали часть трассы приехали на бивуак, затем, чтобы починиться и завтра стартовать нормально в обойме. Понимаем, что получим большую пенализацию, но, зная что нашим соперникам тоже досталось достаточно сильно, понимаем, что еще можем побороться за места. Все спецучастки похожи, но они всегда разные. Мне понравился Большой брат сегодня, где мы взяли с одного бока точку, потом подъехали взяли другую, третью и четвертую, и, собрав все точки, абсолютно спокойно уехали оттуда. План на сегодня – устранение проблем с обдувом трансмиссии, чтобы коробка получала больше приток воздуха и меньше грелась. Завтра будет больше прямиков и грунта, и никакой пощады машине, конечно, не будет, будем мчать на все деньги.
В результате, в зачёте Рейд-спорт волгоградский экипаж Алексея Кузнецова и Бориса Боровкова на первом месте по итогам двух дней, экипаж Михаила Расторгуева поднялся на вторую строчку, а вот Александр Семенов из команды ГАЗ Рейд Спорт, наоборот немного ослабил бдительность и проиграл волгоградцам почти 13 минут. Еще один экипаж команды ГАЗ Рейд Спорт Алексея Игнатова и Евгения Павлова пока четвертый в категории, и хотя на 30 с небольшим минут позади экипажа Кузнецов/Боровков, но будет стараться отыграть потерянное время.
Алексей Игнатов, команда ГАЗ Рейд спорт:
Всё более менее неплохо. Была небольшая техническая проблема уже на 180 километре: слетел патрубок высокого давления. Пришлось останавливаться, чтобы решить проблему. Потеряли на этом 20 минут. Через некоторое время останавливались по поводу этой же проблемы. Темп старались держать такой, чтобы ехать достаточно быстро, но без особой нагрузки на машину. Этот темп позволяет ехать в нашей группе достаточно уверено в лидерах, если бы только не возникающие технические проблемы. Будем стараться наверстывать. Песок в этом году мы прошли достаточно легко, да и точки были щадяще расставлены, когда не пришлось карабкаться на Большого брата, чтобы их собрать. План на завтра постараться сохранить темп, который для себя нашли. Он нам позволит, при условии если не будем ломаться, по крупиночке, понемногу подбираться к своим соперникам. Мне сам песок нравится, но вот этот кочкарник, долбежка, где песчаная дорожка вперемешку с травой – это сильно изматывает как пилота, так и технику.
В Т2 в принципе расстановка сил не изменилась: Иван Паристый на УАЗ Карго по прежнему удерживает лидерство, за ним позади почти на 20 минут экипаж заводской команды УАЗ спорт Вадима Новикова, Третьим на финиш СУ2 пришел семейный экипаж Андрей и Антона Динабургов, которому помогли поломки ближайших соперников: сход коломенского экипажа Леонида Петрова и Антона Плетенева и пенализация за невзятие контрольных точек Игоря Мельцера и Сергея Шустрова. Но даже полученный 16 минутный штраф Антона Мельникова не помог экипажу Динабургов удержаться на вроде бы так удачно отыгранном третьем месте: по итогам двух дней третье место турнирной таблицы в категории Т2 за командой "Подмосковье". Однако отставание Динабургов от Мельникова всего на 44 секунды, и завтра будет настоящая борьба за места.
В кросс-кантри ралли в зачете кросс-кантри открытый Can-Am Maverick XRS turbo RR Динара Сибгатуллина/Станислава Кудинова немного уступил соперникам и пропустил вперед Павла Андреева/Глеба Мокеева и омский экипаж Евгения Фрезоргера/Кирилла Шубина. Сейчас его проигрыш лидеру зачета составляет свыше 14 минут. В эндуро квадроциклах Яков Карпман из команды "Русская механика" в связи с поломками поймал огромный временной штраф, но лидерство у другого члена этой же команды Алексея Зверева. Среди мотоциклов в зачете кросс-кантри 450 по-прежнему лидер Илья Щеглов. А вот астраханцу Василию Глухову не повезло.
Василий Глухов, команда Роллинг Мото:
Первые 50 км СУ2 был мотокросс, «забился», если честно. Рваная трасса была и страдали все. Потом начались прямики хорошие, я понял, что ехать медленно в песке не получается, так как очень много сил теряешь. Добавил, как говорится «гари» и всё, заднее колесо приехало. Видимо провернуло его и камеру разорвало. Во-всяком случае, колесу хана, а ехать на спущенном такое себе. Если бы км 20 было добраться, я бы добрался, а дольше невозможно. Под 200 км ещё было впереди. Ребята-механики приняли решение, привезли колесо. Поставил колесо – поехал дальше. Выехал на лиазон, сошёл. Потому что уже не умещались по времени и бессмысленно было уже ехать дальше. Мотоцикл ведет себя отлично, нигде ничего не потекло, подвеска вся целая, коробка переключается, мотора хватает. Вопрос чисто технический сегодня. Ну и с колёсами у меня вечная беда – кажется не одного финиша не было, чтобы не порвало. Однако даже со штрафов планирую завтра стартовать и завершить гонку.
Участники «ТРЕК RACE» завершали гоночный день и проехали СУ2 самыми последними. Первое место по итогам второго дня у Виталия Лубешкина и Дениса Калинина. А три экипажа сломались в песках и потребовалась их эвакуация в зону бивуака. Завтра участников соревнований ждут более прямые и быстрые степные дороги, минимум песка и 415 км спецучастков.
Александр Грачев, руководитель гонки:
Можно сказать, что после сегодняшнего жёсткого покрытия у участников будет день отдыха, и 400 километров спецучастка пролетят как один короткий СУ. Завтра будет новая трасса: длинные ровные пыльные малозаметные калмыкские дорожки, где концентрация штурмана должна быть максимальной. Чем выше скорость, тем сложнее будет работать штурману. Конечно, будут и рейдовые участки, но в основном гонка пройдет по степным дорогам. Два круга по 215 километров преимущественно по степям, песка практически не будет. Многие вспомнят Калмыкию.
Желаем спортсменам удачи и успешного финиша.
Фото: Максим Морозов