Новый календарь Pirelli увидел свет
19 ноября в Королевском дворце Милана при поддержке Департамента культуры Милана и под патронажем всемирной выставки Expo Milano 2015 состоялось открытие выставки «Форма и вожделение. Календарь Pirelli». Для посетителей выставка открылась 21 ноября и будет работать до 22 февраля.
На презентации календаря Pirelli присутствовали мэр Милана Джулиано Пизапиа (Giuliano Pisapia), Генеральный комиссар правительства Италии по вопросам Expo Milano 2015 Джузеппе Сала (Giuseppe Sala), президент Giunti Editore Серджио Джуинти (Sergio Giunti), президент и генеральный директор Pirelli Марко Тронкетти Провера (Marco Tronchetti Provera). Ведущей вечера выступила модель Ева Герцигова, увековеченная в Календаре Pirelli 1998 года, куда вошла знаменитая фотография Брюса Уэбера (Bruce Weber), на которой модель ест спагетти. Вечер быстро перешел в кулинарное шоу, вдохновленное темой Expo Milano 2015 «Накормим планету: энергия жизни», под руководством трех ведущих титулованных итальянских шеф-поваров: Андреа Бертон (Andrea Berton), Карло Кракко (Carlo Cracco) и Давиде Ольдани (Davide Oldani). Их сопровождала специально приглашенная гостья Кэндис Хаффин (Candice Huffine), одна из моделей, работавших с фотографом Стивеном Мейзелом (Steven Meisel) на съемках для Календаря Pirelli 2015.
«Мы очень рады, что компания Guinti, при поддержке властей Милана и при участии организаторов Всемирной выставки, согласилась создать экспозицию, посвященную Календарю Pirelli, — сказал Марко Тронкетти Провера, президент и генеральный директор компании Pirelli. — Это будет особенный год для Милана и для всей Италии. Благодаря Всемирной выставке и этот город, и страна будут в центре внимания всей планеты. Это одновременно и большая честь, и большая ответственность. Принимая участие в выставке, поддерживая ее и представляя материалы Календаря за пятьдесят лет, Pirelli вносит свой вклад в проведение этого крупного мероприятия. Это только начало, и мы всегда движемся вперед. Мы надеемся, что Милан будет первой остановкой на пути нашего Календаря к самым престижным музеям мира, чтобы и там мы поделились с посетителями одним из символов Италии, всегда считавшей космополитизм одной из своих сильных сторон».
Выставка «Форма и вожделение. Календарь Pirelli» начинается с раздела «Очаровывая мир», где можно увидеть фотографии, сделанные — по крайней мере, до 1972 года — для того, чтобы показать зрителю два основных элемента: пейзаж и настроение модели. В качестве фона на этих фотографиях выступают пейзажи, ассоциирующиеся с отдыхом в тропическом раю, или интерьеры, как на серии фотографий Сары Мун (Sarah Moon), где модели запечатлены в мечтательном уединении в сюрреалистической обстановке. Это настроения и места, сохранившиеся в собирательных образах тех лет на страницах Love Story, и площадки, выбранные для съемок первых фильмов «Бондианы»: мы снова видим их в сериях фотографий Джона Клэриджа (John Claridge) 1993 года, Герба Ритца 1994 года, Питера Линдберга 1996 года, Брюса Уэбера 2003 года и Марио Сорренти (Mario Sorrenti) 2012 года.
В разделе «Фотограф и его муза (соблазнение искусством)» анализируются работы Артура Элгорта (Arthur Elgort) 1990 года, Клайва Эрроусмита (Clive Arrowsmith), созданные годом позже. Работы Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) уникальны в том плане, что автор буквально отсылает зрителя не только к великим мастерам фотографии, но и их наиболее знаменитым фотографиям, намеренно и даже провокационно превращая страницы Календаря в учебник художественного вкуса. Кроме этих фотографий, здесь есть работы, вдохновленные мифологическими символами и персонажами. Такие мастера, как Джойс Теннесон (Joyce Tenneson) и Карл Лагерфельд (Karl Lagerfel), фотографируют своих моделей в образах древнегреческих муз.
Раздел под названием «Нескромный взгляд» посвящен фотографиям, в которых сочетаются эпатаж, игривость и развязность, что явлется еще одним характерным для Календаря элементом. В этом разделе представлена работа Гарри Печчинотти (Harri Peccinotti) 1969 года, скандальные работы Терри Ричардсона 2010 года, фотографии Гельмута Ньютона (Helmut Newton) с характерным для него утонченным вуайеристическим подтекстом; и, наконец, откровенные и соблазнительные фотографии, сделанные Марио Тестино (Mario Testino), Брюсом Уэбером и Патриком Демаршелье. Все они излучают беззастенчивый эротизм.
В разделе «Природа искусства» посетители выставки смогут насладиться работами Брайана Даффи (Brian Duffy) и Питера Кнаппа (Peter Knapp), а также удивительным виртуальным миром, созданным на фотографиях Уве Оммера (Uwe Ommer) и вдохновленным формой следов шин, украшающих тела моделей. Также здесь выставлены работы Барри Лэйтгана (Barry Lategan) и Ника Найта (Nick Knight), последний из которых стал автором, бесспорно, одного из самых экстраординарных и удивительных выпусков календаря, посвященного экспериментам в области языка фотографии и раздвигающего границы жанров в том, что касается работы с композицией, балансируя на грани абстракции.
Идеальное завершение выставки — раздел «Фигура на сцене», который рассказывает о том, какую важную роль играло сочетание образа модели и декораций в создании каждой серии фотографий на протяжении всей истории Календаря. Это можно сказать о работах Нормана Паркинсона (Norman Parkinson) и Берта Стерна (Bert Stern), показывающих людей как персонажей, окружающую обстановку — как театральную сцену или съемочную площадку, одежду моделей — как сценические костюмы. Студия фотографа на этих снимках уже больше не спрятана от зрителя, а предстает перед ним великолепным механизмом создания параллельной реальности. Этот подход обобщен в удивительной серии фотографий Питера Линдберга 2002 года, где модель играет роль самой себя, играющей роль для фотосессии Календаря.
В течение более 50 лет Календарь Pirelli, который уже успел стать культовым предметом коллекционирования, интерпретировал социальные и культурные изменения и предвосхищал модные тенденции, отражавшие взгляд на мир таких знаменитых фотографов, как Герб Ритц (Herb Ritts), Ричард Аведон (Richard Avedon), Питер Линдберг (Peter Lindberg), Брюс Уэбер (Bruce Weber), Питер Бирд (Peter Beard), Стив Мак-Карри (Steve McCurry), Патрик Демаршелье (Patrick Demarchelier) и Стивен Мейзел (Steven Meisel).
К выставке приурочен каталог, опубликованный GAmm Giunti, в который вошли эссе Вальтера Гуадагнини, Амедео М. Турелло и Альберто Бальбера (Alberto Barbera), а также биографии 42 представленных на выставке фотографов.