Положительные и отрицательные стороны кризиса
Чем грозит нынешний кризис страховщикам и страхователям? Своим мнением на этот счет поделился Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Management:
«В ближайшее время роста рынка ОСАГО ждать не приходится. Вслед за кратковременным подъемом, в отрасли последовал спад. Под «подъемом» я имею в виду октябрь-декабрь 2014 года, когда тариф был увеличен 23 – 30 %. Он хоть и частично, но все же компенсировал тот факт, что базовый тариф не менялся на протяжении 11 лет. Этот тариф частично смог компенсировать и увеличение лимитов выплат «по железу» до 400 тыс. руб.
«Спад» же - это последовавший в декабре прошлого год финансовый кризис, который больно ударил как по всему финансовому сектору в целом, так и страховому сектору в частности. И последствия финансового кризиса для страхового сектора в виде сокращения прибыльности и «сжатия» (причем, скорее всего, в первую очередь, в сегменте ОСАГО) нам еще предстоит увидеть «во всей красе».
Причем основным драйвером кризиса в отрасли будет не
столько отсутствие инвестиций как следствие действия санкций, сколько общее
ухудшение макроэкономическ
Почти 80-процентая девальвация курса рубля привела к
существенному удорожанию импорта. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день
доля импортных автомобилей в совокупном российском автопарке превышает 50%,
возрастут затраты автостраховщиков
Тарифов уже не хватает, но скоро ситуация усугубится. Страховщики объективно не смогут удовлетворять все запросы клиентов по возмещению. Последует недовольство страхователей, рост судебных исков, как следствие – дополнительные расходы для страховщиков, снижение прибыльности бизнеса и так далее – замкнутый круг.
А общее ухудшение макроэкономическ
Продажи новых автомобилей в России по итогам 2014 года снизились приблизительно на 10%. В январе нынешнего года падение составило уже более 24%. Дальше будет хуже – соответственно, и полисов страховщики продадут меньше.
Однако у кризиса есть и положительные стороны. Рынок уже начинает очищаться от слабых игроков, он консолидируется. При этом я допускаю и вариант массового банкротства малых и средних страховых компаний, что мы наблюдали в 2008 – 2010 гг. Но если полис был приобретен у надёжной компании, то можно быть уверенным в стабильности выплат. Тем более если учитывать тот факт, что возмещение клиентам разорившихся компаний в любом случае производится из фондов РСА.
Что делать участникам рынка в кризисных условиях?
Автовладельцам я бы посоветовал выбирать надежные компании, занимающие твердые
позиции в рейтингах специализированн
Что касается регулятора. На мой взгляд, Центробанк
уже хорошо проявил себя в качестве мегарегулятора страхового рынка, подойдя к
разрешению кризиса взвешенно, профессионально, оперативно предотвратив коллапс.
Наиболее правильным, на мой взгляд, стало бы дальнейшее «гибкое» регулирование
Центробанком страхового рынка, а также развитие механизмов саморегуляции.
Возможно, требуется меньший контроль в тарифообразовани
И, наконец, страховщики. Сегодня объективно нужна
саморегулируемая организация, СРО, которая, во-первых, взяла бы на себя часть
функций государства (например, выявление недобросовестных компаний-страхов