Автомобили LADA отмечают юбилей
19 апреля 2020 года исполнилось 50 лет с
выпуска первых автомобилей марки LADA. В 1970 году с конвейера Волжского
автозавода сошли шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули» – 2 синих и 4 вишнёвых, что
символизировало цвета флага РСФСР. С тех пор на автозаводе в Тольятти было
выпущено более чем 50 серийных моделей.
Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года.
ВАЗ-2101 дал начало самому многочисленному семейству легковых машин в истории
предприятия, и, более того, - в истории российской автомобильной
промышленности. С 1970 по 1988 год выпущено около 4,8 млн ВАЗ-2101 и его
модификаций. Помимо ВАЗ-2101, самыми массовыми стали LADA 2106 (4,3 млн шт.),
LADA 2107 (2,8 млн шт.), LADA 4x4 (2,5 млн шт.).
Первая модель LADA базировалась на итальянском
седане FIAT-124, который в 1967 году получил звание «Автомобиль года» в Европе.
Для производства и продаж в Советском Союзе зарубежный прототип прошел серию
испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки.
По итогам
тестов в конструкцию лицензионного автомобиля было внесено свыше 800
конструктивных изменений – и значительная часть была направлена на повышение
надежности.
Была переработана подвеска: изменена кинематика,
усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. FIAT-124 обладал
клиренсом около 130 мм. При модернизации итальянского шасси дорожный просвет
спереди был увеличен до 175 мм. В результате доработок машина стала тяжелее на
90 кг, но это компенсировалось увеличенной мощностью мотора. ВАЗ-2101 получил
новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным
межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор
и повышать его объем. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных
накладок – со 182 мм до 200 мм. В коробке передач появились синхронизаторы,
разработанные для более скоростных спортивных «Фиатов». Кузов стал прочнее, а
вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре,
что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля.
Появились отверстия под внешнюю пусковую
рукоятку – в бампере, кузове и радиаторе. Вместо сигнальной лампы перегрева
двигателя, применяемой итальянцами, на комбинации приборов ВАЗ‑2101 появился
указатель температуры охлаждающей жидкости.
Часть изменений хорошо заметна внешне, в чем
могут убедиться посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется
FIAT-124 – редкий для России автомобиль предоставлен музею из частной
коллекции. Сравнить его можно с первым проданным автомобилем ВАЗ-2101, который
поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации.
Время показало, насколько верными были
конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль стал достаточно
прочным, надёжным и комфортным – высокую оценку он получил как у отечественных
потребителей, так и на зарубежном рынке, куда поступил уже в 1971 году. Первая
партия автомобилей была отправлена в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию.
В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более
трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР в то время.
Сегодня в России на учете стоят несколько сотен
тысяч седанов ВАЗ-2101. Заслуженные автомобили и сегодня трудятся по прямому
назначению – в качестве транспорта, но все чаще становятся предметом
реставрации и коллекционирования.
В 2000 году ВАЗ-2101 был назван «Российским
автомобилем столетия» по итогам опроса, проведенного журналом «За рулем». За
первую модель LADA проголосовал каждый четвертый участник опроса, а всего в нем
приняло участие более 80 тысяч человек.
В 1970 году вместе с выпуском первых ВАЗ-2101
было принято решение о создании спортивного подразделения. С первых же лет выпуска
ВАЗ-2101 стала побеждать во всевозможных автомобильных гонках, открыв новую
страницу истории автоспорта в СССР. В 1971-м, впервые приняв участие в ралли
«Тур Европы», проходившем на территории 14 стран, команда на ВАЗ-2101 выиграла
«Серебряный кубок», а спустя два года сразу два – и «Золотой», и «Серебряный».
Параллельно заводская команда завоевывала главные награды состязаний,
проводившихся внутри Советского Союза. Гонщики на ВАЗ-2101 соревновались как с
отечественными авто других марок, так и в моноклассе, созданном специально для
«Жигулей». Спортсмены на ВАЗ-2101 участвовали и в международных ралли, и в
советских кольцевых гонках и автокроссе до середины 80-х годов. История
спортивных побед LADA продолжается: на специально подготовленных LADA Granta и
LADA Vesta заводская команда выступает в российских ралли и кольцевых гонках.
Только в 2019 году пилоты LADA Sport ROSNEFT более 100 раз поднимались на
победные подиумы.
С появлением ВАЗ-2101 были сформированы базовые
правила создания автомобилей, которые реализуются и в современных моделях LADA.
Это оригинальный и яркий дизайн, надежность, лучшее качество и оснащение по
доступной цене. ВАЗ-2101 был не только массовым, но и по-настоящему передовым
автомобилем для своего времени – современные модели LADA продолжают эту
традицию.
LADA была и остается самым массовым
автомобильным брендом в России. Рыночная доля Марки составляет более 20%, а в
целом в автопарке России LADA занимает около 30%. Лидерами российского рынка
являются модели LADA Granta и LADA Vesta.
В данный момент модельный ряд LADA представлен 5
семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus, 4х4. LADA представляет своим
покупателям широчайший выбор модификаций своих моделей: более двух десятков
серийных машин – седанов, хэтчбеков, универсалов, кроссоверов; а так же ряд
специальных версий – это фургоны, пикапы с открытым и закрытым бортом,
инкассаторские броневики, болотоходы, социальное такси, скорая помощь,
кинологическая или спасательная служба.
Сегодня АВТОВАЗ – часть Groupe Renault, одного
из лидеров мирового автомобилестроения. Производственные технологии
предприятия, системы контроля и оценки качества выпускаемой продукции
соответствуют самым современным международным стандартам и непрерывно
развиваются.