Школьникам не дадут права
В преддверии 1 сентября ГК «АвтоСпецЦентр» провела опрос, разрешать ли выдачу прав с 16 лет и какой автомобиль будет первым у начинающего автолюбителя.
Во многих западных странах весьма распространенной является практика раннего вождения, в России же юноши и девушки могут получить права только по достижению совершеннолетия. Большинство подростков, начиная с 12 лет, увлекаются автомобилями, мечтают купить собственное авто после окончания школы или получить его в подарок в честь поступления в ВУЗ. Только в Москве в настоящий момент порядка 55 000 десятиклассников и почти столько же – учеников 11 класса. В преддверии 1 сентября специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос 120 своих клиентов, имеющих детей, и выяснили, как автомобилисты относятся к возможности разрешить подросткам садиться за руль с 16 лет.
Россия входит в список 120 стран, где водительские удостоверения выдают с 18 лет. Однако в СССР существовали специальные юношеские права, которые можно было получить по достижении 16 лет. В настоящее время депутаты обсуждают законопроект о снижение допустимого возраста вождения, который предполагает разрешить подросткам с 16 лет управление транспортными средствами, но с условием, что сопровождать их будет опытный водитель. Правомерно ли это? По статистике ранние браки заключают примерно 6% подростков, устраивается на работу – каждый второй, причем 16 % детей начинали свою трудовую деятельность до 14 лет, что свидетельствует о том, что с 15-16 лет человек вполне может отвечать за свои действия и поступки. Кроме этого вождение автомобилей отвлечет подростков от распития спиртных напитков и пр., поскольку употребление алкоголя является несовместимым с ездой за рулем.
По мнению специалистов ГК «АвтоСпецЦентр» утверждение законопроекта о снижении возраста нахождения за рулем отразится и на продажах автомобилей. В этом случае предполагается увеличение спроса на С сегмент: Hyundai Solaris 2 (стоимость - от 545,900 руб.), KIA Rio (от 528 810 руб.), Volkswagen Polo (от 599 900 руб.) и Nissan Almera (от 481,000 руб.).
Стоит учитывать, что рост числа неопытных водителей, безусловно, приведет к увеличению количества аварийных ситуаций на дорогах, в первую очередь это касается Москвы и Санкт-Петербурга. По данным управления ГИБДД ГУ МВД России в столице за 2016 год произошло 9045 аварий, в Санкт-Петербурге насчитано порядка 7200 ДТП. Согласно Конституции РФ, человек становятся дееспособными только с 18 лет, но если законопроект будет принят, водитель вне зависимости от возраста должен будет нести ответственность за свои действия за рулем.
Кроме того, средний месячный доход российской семьи составляет 43 800 рублей. Эта сумма не покрывает расходы на приобретение и обслуживание «детского» автомобиля. Учитывая новые целевые государственные программы льготного кредитования – «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль», авто для подростка сможет себе позволить только каждая пятая семья в России.
В результате опроса клиентов эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» выяснили, что родители-респонденты с недоверием относятся к инициативе официально допустить за руль подростков. Подавляющее большинство опрошенных – 78%, считают, что в 16 лет выдавать водительские права рано. Оставшиеся 22% позволят сесть своим детям за руль в раннем возрасте, в качестве первого авто они планируют приобрести своему ребенку подержанную иномарку корейского или европейского производства. Новое авто тинейджерам готовы купить лишь 37% опрошенных. При этом самым популярным новым автомобилем становится Hyundai Solaris второго поколения – для своего ребенка его бы выбрали 32% респондентов. Второй по популярности является KIA Rio – корейского автопроизводителя выбрали 27% родителей. На третьем месте Nissan Almera – 15% голосов.
«В первую очередь нас, как и всех игроков отрасли, беспокоит безопасность на дорогах – комментирует Алексей Потапов, Генеральный директор АвтоСпецЦентр KIA Столица, – Респонденты нашего исследования считают, что подростки не готовы к управлению собственным автомобилем. Кроме того, материальной базы для покупки даже подержанного авто подростку у среднестатистических российских семей сейчас нет. Мы разделяем мнение опрошенных и согласны с тем, что выдача водительских прав должна по-прежнему осуществляться по достижению совершеннолетия».