Согласно исследованию Thomson Reuters, за последние несколько лет автопроизводители заметно активизировались в сфере патентования инновационных технологий экономии топлива. Число патентов в двигателестроении увеличилось в шесть раз с 2009 года.
Подразделение Thomson Reuters — одного из лидирующих поставщиков
аналитической информации для бизнеса и профессионалов — опубликовало результаты
исследования патентной активности на мировом автомобильном рынке. Результаты исследования
отражены в отчете Thomson Reuters «Инновации в автомобильной
промышленности» («The State of Innovation in the
Automotive Industry»), где подробно анализируются усилия автопроизводителей
по поиску новых технологий двигателестроения. Число патентов в этой
категории увеличилось с 2000 в 2009 году до почти 12000 к июлю 2014 года.
В отчете отмечены следующие основные тенденции.
·Число
патентов в категории двигателестроения выросло экспоненциально.
Анализ патентных данных с 2009 года по июль 2014 года показал, что за это время
патентная активность в сфере технологий изготовления двигателей многократно
возросла –– от примерно 2 000 патентов до почти 12 000. Это больше,
чем в любых других технологических направлениях автомобильной промышленности.
Это единственная патентная область, в которой в течение пяти лет наблюдается ежегодный
рост.
·Японская
компания Toyota играет ведущую роль. По количеству поданных патентов
компания Toyota является мировым лидером в сфере инновационных технологий
автомобилестроения. За рассмотренный период времени компания оформила
свыше 7 000 патентов. Toyota входит в пятерку японских автопроизводителей
(вместе с Honda, Denso, Seiko Epson, Mitsubishi) из первой мировой десятки. Это
лучший показатель среди любых других стран. К примеру, США представлены в
ведущей десятке компанией General Motors (седьмая в списке), имеющей около
3 000 патентов.
·Компания
Hyundai быстро нагоняет лидеров. Компания Hyundai, единственный
представитель Кореи в первой десятке, стремительно ворвалась на патентную
арену. Компания заработала репутацию самого быстрорастущего патентообладателя.
В 2010 году она получила менее 500 патентов, но с тех пор уверенно двигается
вверх. В 2013 году было получено почти 1 200 патентов –– этого достаточно
для того, чтобы переместиться в первую тройку списка.
·Технологии
онлайн-транспорта набирают обороты. Телематика привлекла всеобщее
внимание на выставке CES (Consumer Electronics Show), продемонстрировав
возможности связи по Wi-Fi и использования датчиков для самоуправляемого
транспорта. Это нашло свое отражение в отчете Thomson Reuters о состоянии автомобильной
промышленности. Компании из самых разных областей, такие как General Motors,
Bosch, LG и United Parcel Service, занимаются активным патентованием в данной
нише.
·Число
патентов, касающихся вопросов безопасности, выросло довольно скромно.
Патентная активность в четырех других категориях (навигация, управление,
безопасность и сфера развлечений) осталась на том же уровне или даже снизилась.
Исключением стала лишь категория безопасности: в 2009 году здесь было заявлено
менее 1 000 патентов, а в 2013 году — примерно 2 500 патентов.
«До выпуска модельного ряда 2025 года остается совсем немного
времени. Именно тогда американских автопроизводителей по закону обяжут
обеспечить средний расход топлива 1 литр на 23 километра. И автомобильная
промышленность серьезно работает над этой задачей, — говорит Боб Стембридж (Bob
Stembridge), аналитик рынка интеллектуальной собственности Thomson Reuters. —
Мандат 2012 года о среднем расходе топлива (CAFE) определил повестку дня
автомобилестроителей на следующее десятилетие. Резкий рост числа патентов,
касающихся двигателей, отражает эту тенденцию».
Лидером по числу патентов в области двигателестроения является
Toyota (около 3700 патентов), следом идут Bosch (3500) и, с большим
отставанием, Denso (около 1400). Toyota лидирует и по числу патентов в сфере
безопасности, однако в других категориях лидеры заметно отличаются. Наибольшее
число патентов в области навигации принадлежит компании Seiko Epson, а в
области управления и сфере развлечений лидером является Hyundai.
Интересен тот факт, что на протяжении 2009-2013 гг. и Toyota, и
Hyundai наиболее активно разрабатывали технологии в сфере двигателестроения,
при этом в Toyota число патентов почти в 2 раза превышает Hyundai. Bosch, тем
временем, является неоспоримым лидером в области инновационных технологий
помощи водителю. К таким технологиям относятся системы автоматического
торможения, парковки и обнаружения пешеходов, системы распознавания дорожных
знаков, «умные» фары, обнаружение объектов вне зоны видимости водителя и другие
технологии. Американские компании GM и Ford лидируют в сфере патентования
инновационных технологий экономии топлива (после Hyundai).
Hyundai возглавляет список автомобильных компаний, которые
публикуют большинство патентов на технологии экономии топлива, и приближается к
лидерской позиции в сфере телекоммуникаций, в то время как GM постепенно
утрачивает позиции в этой нише.
Данные для отчета были собраны с помощью инструмента Thomson
Reuters Derwent World Patents Index®, который помогает анализировать мировую
патентную деятельность автопроизводителей. Исследователи проанализировали
общее число изобретений в каждой категории (одно изобретение учитывалось только
один раз), на которые были поданы заявки и одобрены патенты с января 2009 года
по июль 2014 года.