30.01.2015

Опубликованы результаты патентной деятельности

Согласно исследованию Thomson Reuters, за последние несколько лет автопроизводители заметно активизировались в сфере патентования инновационных технологий экономии топлива. Число патентов в двигателестроении увеличилось в шесть раз с 2009 года.

Подразделение Thomson Reuters — одного из лидирующих поставщиков аналитической информации для бизнеса и профессионалов — опубликовало результаты исследования патентной активности на мировом автомобильном рынке. Результаты исследования отражены в отчете Thomson Reuters «Инновации в автомобильной промышленности» («The State of Innovation in the Automotive Industry»), где подробно анализируются усилия автопроизводителей по поиску новых технологий двигателестроения. Число патентов в этой категории увеличилось с 2000 в 2009 году до почти 12000 к июлю 2014 года.
 
В отчете отмечены следующие основные тенденции.

​ ·Число патентов в категории двигателестроения выросло экспоненциально. Анализ патентных данных с 2009 года по июль 2014 года показал, что за это время патентная активность в сфере технологий изготовления двигателей многократно возросла –– от примерно 2 000 патентов до почти 12 000. Это больше, чем в любых других технологических направлениях автомобильной промышленности. Это единственная патентная область, в которой в течение пяти лет наблюдается ежегодный рост.

​ ·Японская компания Toyota играет ведущую роль. По количеству поданных патентов компания Toyota является мировым лидером в сфере инновационных технологий автомобилестроения. За рассмотренный период времени компания оформила свыше 7 000 патентов. Toyota входит в пятерку японских автопроизводителей (вместе с Honda, Denso, Seiko Epson, Mitsubishi) из первой мировой десятки. Это лучший показатель среди любых других стран. К примеру, США представлены в ведущей десятке компанией General Motors (седьмая в списке), имеющей около 3 000 патентов.

​ ·Компания Hyundai быстро нагоняет лидеров. Компания Hyundai, единственный представитель Кореи в первой десятке, стремительно ворвалась на патентную арену. Компания заработала репутацию самого быстрорастущего патентообладателя. В 2010 году она получила менее 500 патентов, но с тех пор уверенно двигается вверх. В 2013 году было получено почти 1 200 патентов –– этого достаточно для того, чтобы переместиться в первую тройку списка.

​ ·Технологии онлайн-транспорта набирают обороты. Телематика привлекла всеобщее внимание на выставке CES (Consumer Electronics Show), продемонстрировав возможности связи по Wi-Fi и использования датчиков для самоуправляемого транспорта. Это нашло свое отражение в отчете Thomson Reuters о состоянии автомобильной промышленности. Компании из самых разных областей, такие как General Motors, Bosch, LG и United Parcel Service, занимаются активным патентованием в данной нише.

​ ·Число патентов, касающихся вопросов безопасности, выросло довольно скромно. Патентная активность в четырех других категориях (навигация, управление, безопасность и сфера развлечений) осталась на том же уровне или даже снизилась. Исключением стала лишь категория безопасности: в 2009 году здесь было заявлено менее 1 000 патентов, а в 2013 году — примерно 2 500 патентов.

«До выпуска модельного ряда 2025 года остается совсем немного времени. Именно тогда американских автопроизводителей по закону обяжут обеспечить средний расход топлива 1 литр на 23 километра. И автомобильная промышленность серьезно работает над этой задачей, — говорит Боб Стембридж (Bob Stembridge), аналитик рынка интеллектуальной собственности Thomson Reuters. — Мандат 2012 года о среднем расходе топлива (CAFE) определил повестку дня автомобилестроителей на следующее десятилетие. Резкий рост числа патентов, касающихся двигателей, отражает эту тенденцию».

Лидером по числу патентов в области двигателестроения является Toyota (около 3700 патентов), следом идут Bosch (3500) и, с большим отставанием, Denso (около 1400). Toyota лидирует и по числу патентов в сфере безопасности, однако в других категориях лидеры заметно отличаются. Наибольшее число патентов в области навигации принадлежит компании Seiko Epson, а в области управления и сфере развлечений лидером является Hyundai.

Интересен тот факт, что на протяжении 2009-2013 гг. и Toyota, и Hyundai наиболее активно разрабатывали технологии в сфере двигателестроения, при этом в Toyota число патентов почти в 2 раза превышает Hyundai. Bosch, тем временем, является неоспоримым лидером в области инновационных технологий помощи водителю. К таким технологиям относятся системы автоматического торможения, парковки и обнаружения пешеходов, системы распознавания дорожных знаков, «умные» фары, обнаружение объектов вне зоны видимости водителя и другие технологии. Американские компании GM и Ford лидируют в сфере патентования инновационных технологий экономии топлива (после Hyundai).

Hyundai возглавляет список автомобильных компаний, которые публикуют большинство патентов на технологии экономии топлива, и приближается к лидерской позиции в сфере телекоммуникаций, в то время как GM постепенно утрачивает позиции в этой нише.

Данные для отчета были собраны с помощью инструмента Thomson Reuters Derwent World Patents Index®, который помогает анализировать мировую патентную деятельность автопроизводителей. Исследователи проанализировали общее число изобретений в каждой категории (одно изобретение учитывалось только один раз), на которые были поданы заявки и одобрены патенты с января 2009 года по июль 2014 года. 


Статьи по теме