Платных парковок будет больше!
Создание единого парковочного пространства и внедрение платной парковки на улично-дорожной сети стали первыми серьезными мерами новой транспортной стратегии, призванной восстановить в Москве комфортную городскую среду. 16 октября в рамках круглого стола «Платная парковка в Москве: промежуточные итоги и перспективы проекта», который прошел в ИТАР-ТАСС, эксперты оценили эффективность предпринимаемых мер и поделились мнениями в отношении дальнейших преобразований в транспортной политике столицы России.
В работе круглого стола приняли участие руководитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игорь Кузнецов, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ, член Общественного Совета Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Норайр Блудян, ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко, декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский, научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Егор Мулеев, глава «Союза пешеходов России» Владимир Соколов, руководитель Экспертного центра «Probok.Net» Александр Шумский. Также с видео-обращением к участникам круглого стола выступил заслуженный профессор по городскому планированию и директор института исследований транспорта Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книги «Высокая цена бесплатной парковки» Дональд Шоуп.
В своей приветственной речи руководитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игорь Кузнецов заметил, что за 4 месяца реализации проекта платной парковки в зоне Бульварного кольца на территории парковочного пространства была выстроена четкая система парковки в соответствии с ГОСТом и сегодня каждое машино-место в Бульварном кольце работает за троих. Количество личного транспорта, въезжающего в пределы платной зоны, снизилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя скорость перемещения на улично-дорожной сети Бульварного кольца увеличилась на 9 %. «Согласно данным ВЦИОМ за сентябрь, около 45% опрошенных отметили, что склонны поддержать платную парковку в центре города. Это является наглядным свидетельством того, что проект работает, и люди это видят», - подчеркнул он.
Как заметил заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ, член Общественного Совета Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и г. Москвы Норайр Блудян, уровень проблематики, накопившийся за последние 20 лет в транспортной сфере Москвы, требовал принятия кардинальных решений. «Должен признать, что комплексность мер, вводимых сегодня Департаментом транспорта Москвы, вызывает искреннее уважение. Отрадно, что у города сегодня есть программа реальных преобразований, которая к тому же является полем для продуктивных дискуссий», - добавил он.
В свою очередь глава «Союза пешеходов России» Владимир Соколов отметил, что со времен комплексных изменений в транспортной политике Москвы, в зоне Бульварного кольца стало фиксироваться меньше ДТП и фактов наезда на пешеходов.
По мнению научного сотрудника Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Егора Мулеева, немного некорректно вести речь о транспортной реформе в количественных категориях, такими как скорость движения, заполняемость машино - мест, количество нарушений и т.п. «На самом деле более объективно сейчас говорить об изменении транспортного поведения, - разъяснил он. – Нужно также учитывать развитие интермодальных транспортных систем, повышающих вариативность перемещения жителей по городу».
В ходе обсуждения результатов внедрения проекта эксперты затронули тему стоимости платной парковки. На эту тему с видео-обращением к участникам выступилзаслуженный профессор по городскому планированию и директор института исследований транспорта Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дональд Шоуп. По мнению американского эксперта, при внедрении в Москве системы платной парковки необходимо осуществить две важные реформы. «Во-первых, необходимо установить правильную цену за парковку, - считает он. - Во-вторых, необходимо максимально эффективно потратить средства собранные за парковку. Они могут пойти на очистку и ремонт тротуаров, уборку снега, посадку деревьев и улучшение системы освещения вдоль улично-дорожной сети. В этом вопросе муниципальные власти должны постоянно консультироваться с жителями района. Каждый из нас хочет жить на улице без заторов, с чистыми и хорошо освещенными тротуарами, с возможностью в любое время суток припарковать свой автомобиль без какого-либо ущерба для улично-дорожной сети. Никто не хочет существовать на улице с грязными тротуарами, которые под завязку забиты припаркованными автомобилями. Мы должны четко осознавать возможности, которые дает нам платная парковка».
Происходящие в Москве транспортные преобразования должны уже в среднесрочной перспективе превратить столицу России из автомобильного города в мегаполис, удобный для жизни горожан. Именно поэтому доклад директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, посвященныймировому опыту сокращения парковочных мест и формированию общественных пешеходных пространств внес оживление в дискуссию экспертного сообщества. «Современная многоэтажная застройка в принципе не предполагает, что каждая семья будет обладать 2 автомобилями. Такова реальность и с ней нужно смириться», - резюмировал он.
«Невозможно постоянно увеличивать количество парковок, - также заметил Владимир Соколов. - Нужно вводить новые правила игры, которые называются «жизнь в центре Москвы». Предлагаю внести в Государственную Думу России законодательную инициативу, которая бы позволяла гражданам приобретать машину только при наличии парковочного места».
Однако по данному вопросу мнение экспертов разделилось. «Необходимо соблюдать баланс между интересами различных групп населения, в том числе и автомобилистов. Переход от парковки плоскостной к парковке капитальной и подземной - вот правильное движение для Москвы», - считаетдекан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский.Эксперт также подчеркнул важность выхода проекта и в онлайн-пространство. «Наличие датчиков мониторинга и интерактивного мобильного приложения позволяют автомобилистам оперативно получать информацию о парковочных местах, а экспертам дает широкие возможности для анализа транспортной ситуации», - добавил профессор Александр Высоковский.