Команда «Подмосковье» – первая в бахе «Россия – Северный лес»
По традиции спортивный сезон ежегодно открывается зимней бахой «Россия – Северный лес». Трёхдневные соревнования в окрестностях всесезонного курорта «Игора» привлекают большое количество участников. Зимних трасс в календаре ралли-рейдов немного, несколько лет назад «Северный лес» вообще был единственной зимней гонкой и собирал на старт лидеров не только российских, но и мировых ралли-рейдов. В этом году соревнования проходили с 8 по 11 февраля и включали в себя три этапа и восемь спецучастков общей протяжённостью около 370 «боевых» километров.
На старт были допущены 28 экипажей в четырёх зачётных категориях. Самым массовым стал класс Т3 (мотовездеходы), а в классе Т1 (суперпродакшн) было всего два участника. С каждым годом на старт этапов чемпионата выходит всё меньше и меньше участников на машинах Т1, всё больше именитых спортсменов пересаживаются на мотовездеходы, и основная борьба за призовые места в абсолютном зачёте идёт преимущественно на этих внедорожниках.
Команда «Подмосковье» не стала менять технику на сезон 2024, и два экипажа были заявлены на старт бахи «Россия – Северный лес» в двух зачётных категориях – Антон Мельников и Антон Николаев в классе серийных внедорожников Т2, а Константин Иванов и Александр Горьков в классе Рейд-спорт.
Первый гоночный день не предвещал никаких сюрпризов для участников. Хорошо знакомый всем пролог протяжённостью в 15 километров проложен прямо на территории автодрома «Игора Драйв». Трамплины и спуски в первой части трассы, ходовой прямик в середине и закрученные лесные участки под финиш. Погода в это раз была благосклонна к спортсменам, несмотря на довольно низкие температуры (в последний день на трассе было около -25 градусов), все дни гонки светило яркое солнце и видимость была отличная. Экипажи «Подмосковья» прошли пролог в хорошем темпе – Иванов третий в «рейде», а два Антона – вторые в зачёте Т2.
На второй гоночный день спортсменам предстояло проехать пять спецучастков – три раза 15-километровую трассу пролога и дважды новый участок протяжённостью 62 километра. После прохождения СУ2-СУ3 и СУ4-СУ5 был предусмотрен получасовой сервис.
На СУ3 экипаж Антона Мельникова и Антона Николаева на скорости более 100 км/ч пропустил поворот, который не был прописан в легенде, и вылетел с трассы через бруствер. Машина не пострадала, если не считать разбитого об сосну бампера, правой фары и «разутого» переднего левого колеса. Самостоятельно выбраться из такой ловушки практически невозможно – надо срыть огромный бруствер слежавшегося снега. Но в ралли-рейдах своих не бросают. Экипаж Петрова / Плетенёва несмотря на то, что также выступает в классе Т2 и борется за победу, выдернул «Тойоту» из снежного плена. Оставалось только заменить разбортированное колесо и снова в бой. Но не тут-то было – на том же самом повороте, прямо перед «Тойотой» «Подмосковья», взлетел и перевернулся на крышу автомобиль Т1 Руслана Мисикова. Пока ставили машину на колёса потеряли много времени и не уложились в норматив. По правилам ралли-рейдов, если экипаж оказывает помощь другим участникам на трассе, то это время компенсируется только в том случае, если машина мешала проезду или была экстренная ситуация, когда пострадавшему экипажу требуется помощь. Все остальные случаи не компенсируются. Естественно, и Плетенёв мог спокойно проехать, не помогая Мельникову, и Мельников мог уехать, убедившись, что экипаж Мисикова не пострадал. Но в ралли-рейдах существует негласное правило – помогать, несмотря ни на что.
На первом сервисе механики обслужили и дозаправили автомобиль. И сразу на СУ4 появилась проблема – машина плохо набирала обороты и не выходила на рабочую мощность. Скорее всего, дизельное топливо, залитое в бак Toyota LC 200, оказалось не соответствующим температуре. К сожалению, с таким топливом сталкиваются не только спортсмены, но и обычные автомобилисты – когда на улице потепление, автозаправки заливают в хранилища дизель с меньшим температурным порогом, и потом на морозе это топливо застывает, забивает топливную систему. Отыграть на таком дизеле потерянные минуты было очень сложно. Тем не менее второй этап получилось закончить на третьем месте в зачёте Т2 и даже иметь небольшие шансы улучшить результат на следующий день.
Константин Иванов и Александр Горьков не питали иллюзий относительно расклада сил в зачёте Рейд-спорт перед стартом. В соперниках у подмосковного экипажа уже много лет числятся более быстрые и мощные «Газели NN» команды «ГАЗ Рейд Спорт», Михаил Расторгуев на Nissan Pathfinder, а также давний соперник Мельникова по классу Т2 Андрей Сушенцов, пересевший на Mitsubishi L200 в Рейд-спорте.
Все машины в классе хороши по-своему, но главное их отличие от Toyota LC 200 Иванова в том, что это всё прототипы, пусть и не самые новые, а подмосковная «Тойота», по сути, это Т2 – серийный внедорожник. Тем не менее на бахе «Россия – Северный лес» очень многое зависит от мастерства пилота и, в какой-то мере, даже от удачи. Например, на трассе, в одном из поворотов, растёт сосна, которая каждый год «меняет» своё имя. Об неё в разные годы разбивали свои машины Александр Потапов, Сергей Успенский, Алексей Ковальчук. В нынешнем году это — «сосна Нифонтовой», Настя оторвала переднее колесо после столкновения.
Константин Иванов и Александр Горьков не стали рисковать и навязывать борьбу своим соперникам. Выбрав скорость, которая позволяла безопасно и точно пройти дистанцию, экипаж уверенно держался на второй позиции в классе. Отпустив вперёд Алексея Игнатова на одной «Газели», подмосковные пилоты не давали Александру Семёнову на второй ни одного шанса. Благодаря такой тактике Константин Иванов и Александр Горьков так и закрепились на втором месте до самого финиша, проиграв более быстрой «Газели» 7 минут и 37 секунд за всю гонку.
Перед финальным днём на машине Антона Мельникова полностью прочистили топливную систему, и двигатель вновь заработал в штатном режиме. Предстояло пройти два спецучастка протяжённостью около 100 и 77 километров соответственно.
И машина не просто поехала – полетела. На одном из ходовых прямиков Антон Мельников и Александр Мироненко устроили параллельный спринт – мчали со скоростью 150 км/ч. Азартно, весело, но безрассудно. Перебрав со скоростью в повороте, Антон ошибся и опёрся боком на бруствер – колесо «разулось», и пришлось тратить время на замену. А уже через несколько километров Мельникову и Николаеву пришлось доставать из снежной ловушки экипаж Мироненко, который вылетел через бруствер с трассы. Несмотря на все приключения, ошибки и помощь на трассе соперникам, подмосковный экипаж двух Антонов смог привезти на финиш третий результат в классе Т2 и завоевать бронзу.
В командном зачёте, с перевесом всего лишь в одно очко, золото забрали подмосковные пилоты. Начало сезона весьма успешное как в личном, так и в командном зачёте. Впереди второй этап чемпионата России по ралли-рейдам – баха «Золото Кагана», которая пройдёт в Астраханской области.