07.05.2011

Новое постановление о промсборке похоронит иностранные автозаводы в России

Новый закон о промышленной сборке автомобилей заставит обосновавшихся в России иностранных автопроизводителей задуматься о дальнейшей судьбе и стратегии ведения бизнеса в нашей стране.

Новый закон о промышленной сборке автомобилей заставит обосновавшихся в России иностранных автопроизводителей задуматься о дальнейшей судьбе и стратегии ведения бизнеса в нашей стране. Дело в том, что новые правила промсборки, включают в себя три параметра, неподъемных для иностранного автопроизводителя в условиях российского рынка.

Первое - это 60% обязательной локализации производства, что недопустимо при любом раскладе. Это обязательно приведет к  ухудшению качества конечного продукта и потере репутации бренда, зато, конечно, промывка инжектора станет более востребована.  Второе непреодолимое для «иностранцев» условие -  сборка на территории нашей страны трехсот тысяч автомобилей в год.  При нынешнем положении вещей на российском рынке, когда даже в самый успешный и урожайный по продажам автомобилей год - 2008, мы не дотянули до заветных трех миллионов, продав тогда только 2 897 459 машин, то разумеется, мы не сможем оприходовать весь склад, произведенных для нас автомобилей по новым требованиям государства. Другими словами, при таком количестве иностранных заводов на территории страны, российский рынок не сможет «проглотить» произведенные на них автомобили. В таких объемах они нам просто не нужны. Но ведь помимо этого немалую часть российских продаж составляет экспорт, который так или иначе будет конкурировать с машинами произведенными в России.  Третье  препятствие, способное накрыть иностранное производство медным тазом, - пункт постановления, требующий, чтобы 30% двигателей, устанавливающихся на иномарки, делались в нашей стране.  При этом рентабельность производства моторов  наступает только с цифры приблизительно в пятьсот тысяч экземпляров, а это значит, что применение «роботов» на линии сборки экономически не выгодно, и следовательно, двигатели придется собирать «вручную», что непременно скажется на качестве ключевого агрегата.

Выходов у зарубежных автомобилестроителей немного. Один из наиболее адекватных и безвредных, создание с каким-нибудь более-менее приличным партнером совместного предприятия, чтобы подсчет результатов осуществлялся не в одиночку, а в складчину. По такому пути уже пошел Форд, создавший альянс с Соллерсом, но это все равно рискованный способ. Другой вариант более вероятен.  Иностранцы,  просто ничего не делая, будут ждать вступления в ВТО, которое призвано ежегодно снижать ввозные пошлины на экспортируемые в страну товары. Следовательно, года через три-четыре иностранцам станет опять выгодней ввозить к нам машины, чем производить их здесь. То есть  новым постановлением о промсборке мы просто убили существующие иностранные заводы. Так они хоть что-то делали для нас, а в перспективе просто смогут закрыться и отправится на родину, благо промышленные предприятия предусматривают не слишком затратную деинсталляцию цехов, стен и оборудования.

Текст: Роман Харитонов


Статьи по теме