Россияне отказываются от правого руля
Дискуссии о запрете иномарок с правым рулем скоро могут стать неактуальными. В мае 2010 года в Европейской части России резко возросло число покупателей автомобилей из городов Сибири и Дальнего Востока - теперь на них приходится около 18% сделок по продаже подержанных автомобилей, свидетельствуют данные компании «ПодборАвто», ведущего российского оператора по подбору подержанных автомобилей. Причин роста спроса две: прекращение импорта из Японии автомобилей с правым рулем после введенных полтора года назад запретительных пошлин, и боязнь потребителей купить «запрещенный» автомобиль.
К маю 2010 года резко возросло число заказов на покупку подержанных автомобилей из городов Сибири и Дальнего Востока, свидетельствуют данные компании «ПодборАвто». Эксперты компании опросили представителей 38 ведущих площадок по продаже подержанных автомобилей в Европейской части России. Согласно данным «ПодборАвто», если в 2008 году доля покупателей из городов Сибири и Дальнего Востока не превышала 2-3%, в 2009 году она увеличилась до 7%, а в мае 2010 года она достигла 18%.
Основную часть этого портфеля заказов формируют города, ранее считавшиеся поклонниками автомобилей с правым рулем: Владивосток, Хабаровск, Красноярск и Новосибирск. Около 40% заказов приходится на японские автомобили стоимостью свыше 1 млн рублей, около 40% - стоимостью свыше 1,5 млн рублей. При этом все заказы приходятся на машины с левым рулем.
По мнению экспертов «ПодборАвто», причин для столь резкого роста спроса в городах Сибири и Дальнего Востока на автомобили с левым рулем две.
Во-первых, с начала 2009 года были введены запретительные пошлины на ввоз подержанных иномарок, в результате чего импорт в Россию подержанных автомобилей из Японии резко снизился. Ранее на эти автомобили приходилось 95% рынка Дальнего Востока и 60-80% - рынка городов Сибири. За прошедшие полтора года все импортеры успели продать ввезенные автомобили, в результате общий объем предложения на рынке резко снизился. Кроме того, основная доля спроса приходится на автомобили в возрасте около двух лет, а такие машины в Россию теперь не завозятся из-за высоких пошлин, и единственная возможность купить такой автомобиль - это приобрести его в Москве или других городах Европейской части России, где практически не представлено автомобилей с правым рулем.
Например, сейчас на торговых площадках Владивостока представлено всего 2 «трехлетних» Toyota Land Cruiser 100 с правым рулем, в то время как год назад, предложение таких авто во Владивостоке превышало 120 штук. Аналогичная ситуация с Nissan X-Trail - если год назад предложение праворульных трехлетних моделей превышало 100 штук, то сегодня на продажу выставлено всего 6 автомобилей.
Вторая причина, влияние которой стало заметно на рынке в последние несколько месяцев, это возможный запрет эксплуатации автомобилей с правым рулем из-за введения нового технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». По данным опроса «ПодборАвто», около 65% покупателей из городов Сибири и Дальнего Востока опасаются, что регламент будет принят в нынешнем виде, а значит, покупка праворульной машины становится крайне рискованной.
«С одной стороны, праворульных машин в Россию уже полтора года практически не завозят, а значит, во Владивостоке или Сибири приток таких автомобилей на рынке упал практически до нуля, в то время как спрос в 2010 году активно растет. С другой стороны - их вот-вот запретят. Естественно, в таких условиях спрос в этих регионах меняется, и люди едут покупать машины в Европейскую часть России, - и уже леворульные», - прокомментировал Генеральный директор «ПодборАвто» Михаил Зотов.