Дороги в России: есть или нет?
Портал Domofond.ru провел масштабное исследование в формате опроса населения, результатом которого стал рейтинг 100 крупнейших городов по уровню развития транспортной системы.
В опросе приняли участие более 310 000 россиян. Респондентам было предложено оценить утверждение «Меня устраивают дороги, работа общественного транспорта и ситуация с парковками. Мне удобно добираться до работы» по 10-балльной шкале, где 1 обозначает категоричное несогласие, а 10 — полное согласие с данной формулировкой. В результате среди населенных пунктов России были выбраны лидеры и аутсайдеры крупнейшего федерального рейтинга, иллюстрирующего отношение жителей к качеству транспортной инфраструктуры в городах проживания.
Средняя оценка по стране составила 5,6 балла, что является довольно низким показателем. Разрыв между первой и последней позицией рейтинга составил 2,6 балла.
По результатам опроса самые высокие оценки получили преимущественно города с населением менее миллиона человек. При этом от площади и локации населенного пункта его положение в рейтинге не зависит.
Лидером стала Тюмень, жители которой оценили уровень развития транспортной инфраструктуры на 7 баллов. В городе действует сервис прогнозирования прибытия маршрутных транспортных средств, проводится регулярный мониторинг состояния дорожной сети и парковочных площадей. Загруженность городских магистралей снижает объездная дорога, более 65 км которой уже введены в эксплуатацию. Еще 10 км планируется построить в ближайшие 3 года.
Меры по улучшению ситуации на дорогах в своем городе высоко оценили и жители Грозного. По результатам опроса столица Чеченской Республики набрала 6,9 балла, заняв вторую позицию рейтинга. В городе проводится масштабная реконструкция дорог с расширением до четырех и шести полос, уделяется внимание устройству переходно-скоростных зон, установке защитных конструкций и дорожных знаков. Третью строчку рейтинга занял Ангарск. Транспортную инфраструктуру жители города, расположенного на Транссибирской магистрали, оценили на 6,7 балла. Среди российских городов Ангарск выделяется большим количеством благоустроенных стоянок и гаражей, а также развитой маршрутной сетью общественного транспорта.
На четвертой позиции рейтинга расположился Армавир с результатом 6,6 балла. Замыкает топ-5 Мурманск, где продолжается реализация проекта по прокладке безопасных путей к образовательным учреждениям и объектам городской инфраструктуры.
10 городов-лидеров рейтинга по уровню развития транспортной системы (по оценке местных жителей)
Место в рейтинге |
Город |
Регион |
Баллы (от 1 до 10) |
Число респондентов |
1 |
Тюмень |
Тюменская область |
7,0 |
2 249 |
2 |
Грозный |
Чеченская Республика |
6,9 |
169 |
3 |
Ангарск |
Иркутская область |
6,7 |
566 |
4 |
Армавир |
Краснодарский край |
6,6 |
313 |
5 |
Мурманск |
Мурманская область |
6,5 |
1 346 |
6 |
Чебоксары |
Чувашская Республика |
6,4 |
1 155 |
7 |
Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
6,4 |
22 209 |
8 |
Москва |
Москва |
6,4 |
41 424 |
9 |
Нальчик |
Кабардино-Балкарская Республика |
6,3 |
393 |
10 |
Казань |
Республика Татарстан |
6,3 |
3 633 |
Сразу 3 города набрали по 6,4 балла. Среди них – два крупнейших российских мегаполиса и региональный центр. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге сохраняется сложная транспортная ситуация, столицы занимают довольно высокие места в рейтинге, что можно объяснить наличием широкой сети метрополитена. В Чебоксарах по-прежнему не решена проблема грузоперевозок через центр города, но ситуация на дорогах оценивается горожанами достаточно высоко.
Последние позиции рейтинга разделили Омск и Балашиха, набравшие по 4,3 балла. Подмосковный город остается одним из наиболее проблемных с точки зрения транспортной инфраструктуры в своем регионе. В Балашихе не хватает парковочных мест, а сообщение с Москвой, где работают многие жители, затруднено регулярными пробками. Аналогичные проблемы характерны и для Омска, где на протяжении последних лет не теряет актуальности вопрос о строительстве дублера главной городской магистрали. Формально в Омске открыта одна станция метрополитена, но при этом путей под землей не проложено.
Жители Волгограда и Шахт оценили транспортную инфраструктуру своих населенных пунктов на 4,4 и 4,5 балла соответственно. В приволжском городе на общественном транспорте невозможно добраться из одного района в другой без пересадок, а цены в маршрутных такси жители Волгограда считают завышенными. В Шахтах упразднены трамвайные и троллейбусные маршруты, а автобусы не справляются с пассажиропотоком.
Дорожную ситуацию в трех городах – Архангельске, Махачкале и Саратове – жители оценили на 4,7 балла. Якутск, Севастополь и Рязань получили по 4,8, 4,9 и 5 баллов соответственно.
10 городов-аутсайдеров рейтинга по уровню развития транспортной системы (по оценке местных жителей)
Место в рейтинге |
Город |
Регион |
Баллы (от 1 до 10) |
Число респондентов |
100 |
Балашиха |
Московская область |
4,3 |
845 |
99 |
Омск |
Омская область |
4,3 |
4 464 |
98 |
Волгоград |
Волгоградская область |
4,4 |
4 829 |
97 |
Шахты |
Ростовская область |
4,5 |
578 |
96 |
Саратов |
Саратовская область |
4,7 |
3 932 |
95 |
Архангельск |
Архангельская область |
4,7 |
802 |
94 |
Махачкала |
Республика Дагестан |
4,7 |
604 |
93 |
Якутск |
Республика Саха (Якутия) |
4,8 |
114 |
92 |
Севастополь |
Севастополь |
4,9 |
612 |
91 |
Рязань |
Рязанская область |
5,0 |
1 948 |
«Развитие транспортной инфраструктуры – один из наиболее проблемных вопросов, который оказывает непосредственное влияние на уровень экономического развития страны. Эта тема затрагивает интересы практически каждого жителя России – как автомобилистов, так и пользователей общественного транспорта. Пробки в часы пик, трудности с расширением дорожного полотна в районах массовой застройки, устаревший парк транспортных средств, недостаток парковочных мест – общие для всех российских городов проблемы, но в каждом населенном пункте выделяются и локальные вопросы. В целом можно отметить, что россияне адекватно оценивают ситуацию на дорогах и видят потенциал для ее улучшения», – комментирует Эрик Сегерборг, генеральный директор портала Domofond.ru.