26.02.2019

Внимательный уход для особой части автомобиля

Мастер-приемщик СТО Бош Сервис Александр Мельник рассказал о правильном обслуживании привода ГРМ.

Мастер-приемщик СТО Бош Сервис Александр Мельник рассказал о правильном обслуживании привода ГРМ.

Газораспределительный механизм и его привод могут быть устроены по-разному, но почти всегда в нем будет ремень. Наверное, все знают, что он может порваться – и тогда сердце владельца замирает с трепетом: загнет или не загнет? Но и без обрыва бывают очень неприятные случаи – порой непонятные и загадочные.

Что там гнется?

Гнутся клапаны, не всегда, но часто. В верхней части цилиндра современного двигателя очень тесно – тут расположены два или четыре клапана, свеча, часто форсунка, низкий «свод» головки из-за высокой степени сжатия. И стоит только клапану «замешкаться» в открытом положении, как поршень, поднимаясь к своей верхней мертвой точке, достаёт до него. В худшем случае шток клапана гнется, направляющая втулка деформируется, клапан заклинивает в открытом положении, поршень повреждается либо разрушается от удара о него, обломки крушат стенки цилиндра – и двигатель отправляется в капремонт или на свалку. В лучшем (если можно так сказать) случае клапан лишь подгибается, иногда двигатель даже работает, хотя нестабильно и с необычным звуком.

Почему он рвется?

Ремень ГРМ обрывается прежде всего по причине износа. Но есть и другие основания для неприятностей – например, неправильная работа направляющих и натяжных роликов в приводе. Ролик может вращаться с перекосом, что вызывает неравномерный – и значит, преждевременный – износ ремня. Одна из нередких причин внезапного выхода ремня из строя – заклинивание ролика. Причем у многих двигателей таким роликом служит шкив привода насоса системы охлаждения, который может заклинить вследствие разрушения подшипника самого насоса.

А если не рвется?

Собственно, обрыва как такового может и не быть – и на вполне свежем, и на старом, честно отслужившем свое ремне может просто срезать один-два зуба. Происходит это при нештатных нагрузках – например, старый ремень может не выдержать холодного пуска морозным утром, а старт заледеневшего двигателя с буксира (особенно дизелей) может угробить и новый ремень. Самый коварный случай, когда из-за некорректных действий водителя уже «подуставший» ремень перескакивает на один-два зуба на шкивах. Фазы газораспределения смещаются, двигатель не может нормально работать в принципе, но никаких внешних признаков неисправности ГРМ нет. Из-за этого некоторые автовладельцы ремонтируют топливную аппаратуру, меняют поршневые кольца, датчики, модули зажигания – вместо того чтобы поехать на хорошую СТО с грамотными специалистами и проверить метки на шкивах привода ГРМ.

Чего нельзя?

Современные автомобили не прощают грубости и неквалифицированного обращения. Поэтому специалисты Бош Сервис рекомендуют в случае «нештатных» ситуаций обращаться за компетентной помощью на СТО, а не действовать по старинке. Если автомобиль не запускается естественным образом – нажатием кнопки или поворотом ключа, не стоит дергать его на тросе другим автомобилем. Потому что во многих случаях это заканчивается обрывом, перескакиванием, загибанием – и полной разборкой двигателя. Нельзя допускать эксплуатацию ремня ГРМ сверх обозначенного автопроизводителем пробега. В отечественных условиях лучше сокращать срок службы тех ремней, которым предписана замена на 120 тыс. км – до 100 тыс. км.

На качестве комплектующих ГРМ экономить нельзя.

На качестве комплектующих ГРМ экономить нельзя.

Что нужно?

Учитывая длительный период между заменами ремня ГРМ при каждой регламентной замене разумнее менять также все другие детали-расходники и узлы, задействованные в приводе – направляющие ролики, натяжители, помпу. Даже если на момент замены ремня они еще не подают признаков критического износа, велика вероятность того, что они откажут до следующей плановой замены ремня – и тогда не исключен обрыв или «перескакивание» зубьев.

Как правило, автопроизводители вместе с заменой ремня ГРМ рекомендуют менять и насос системы охлаждения. Отложенная на потом замена помпы – это даром потраченные деньги. У некоторых современных автомобилей стоимость работы по замене детали может быть в два-три раза больше стоимости самого насоса. К тому же клиенту приходится дважды посещать СТО и тратить дополнительное время. «Бош Сервис» всегда заботится о том, чтобы клиент получил комплексную услугу по обслуживанию привода ГРМ.

«Не забывайте о приводе ГРМ вашего двигателя, ведь он может доставить автовладельцу серьезные хлопоты. Но он никогда не напомнит о себе, если во время плановых ТО все делать по инструкции и с умом. Собственно, это можно сказать о любой из систем современного автомобиля» ─ подытоживает Александр Мельник.


Статьи по теме