Внимательный уход для особой части автомобиля
Мастер-приемщик СТО Бош Сервис Александр Мельник рассказал о правильном обслуживании привода ГРМ.
Газораспределительный механизм и его привод могут быть устроены по-разному, но почти всегда в нем будет ремень. Наверное, все знают, что он может порваться – и тогда сердце владельца замирает с трепетом: загнет или не загнет? Но и без обрыва бывают очень неприятные случаи – порой непонятные и загадочные.
Что там гнется?
Гнутся клапаны, не всегда, но часто. В верхней части цилиндра современного двигателя очень тесно – тут расположены два или четыре клапана, свеча, часто форсунка, низкий «свод» головки из-за высокой степени сжатия. И стоит только клапану «замешкаться» в открытом положении, как поршень, поднимаясь к своей верхней мертвой точке, достаёт до него. В худшем случае шток клапана гнется, направляющая втулка деформируется, клапан заклинивает в открытом положении, поршень повреждается либо разрушается от удара о него, обломки крушат стенки цилиндра – и двигатель отправляется в капремонт или на свалку. В лучшем (если можно так сказать) случае клапан лишь подгибается, иногда двигатель даже работает, хотя нестабильно и с необычным звуком.
Почему он рвется?
Ремень ГРМ обрывается прежде всего по причине износа. Но есть и другие основания для неприятностей – например, неправильная работа направляющих и натяжных роликов в приводе. Ролик может вращаться с перекосом, что вызывает неравномерный – и значит, преждевременный – износ ремня. Одна из нередких причин внезапного выхода ремня из строя – заклинивание ролика. Причем у многих двигателей таким роликом служит шкив привода насоса системы охлаждения, который может заклинить вследствие разрушения подшипника самого насоса.
А если не рвется?
Собственно, обрыва как такового может и не быть – и на вполне свежем, и на старом, честно отслужившем свое ремне может просто срезать один-два зуба. Происходит это при нештатных нагрузках – например, старый ремень может не выдержать холодного пуска морозным утром, а старт заледеневшего двигателя с буксира (особенно дизелей) может угробить и новый ремень. Самый коварный случай, когда из-за некорректных действий водителя уже «подуставший» ремень перескакивает на один-два зуба на шкивах. Фазы газораспределения смещаются, двигатель не может нормально работать в принципе, но никаких внешних признаков неисправности ГРМ нет. Из-за этого некоторые автовладельцы ремонтируют топливную аппаратуру, меняют поршневые кольца, датчики, модули зажигания – вместо того чтобы поехать на хорошую СТО с грамотными специалистами и проверить метки на шкивах привода ГРМ.
Чего нельзя?
Современные автомобили не прощают грубости и неквалифицированного обращения. Поэтому специалисты Бош Сервис рекомендуют в случае «нештатных» ситуаций обращаться за компетентной помощью на СТО, а не действовать по старинке. Если автомобиль не запускается естественным образом – нажатием кнопки или поворотом ключа, не стоит дергать его на тросе другим автомобилем. Потому что во многих случаях это заканчивается обрывом, перескакиванием, загибанием – и полной разборкой двигателя. Нельзя допускать эксплуатацию ремня ГРМ сверх обозначенного автопроизводителем пробега. В отечественных условиях лучше сокращать срок службы тех ремней, которым предписана замена на 120 тыс. км – до 100 тыс. км.
На качестве комплектующих ГРМ экономить нельзя.
Что нужно?
Учитывая длительный период между заменами ремня ГРМ при каждой регламентной замене разумнее менять также все другие детали-расходники и узлы, задействованные в приводе – направляющие ролики, натяжители, помпу. Даже если на момент замены ремня они еще не подают признаков критического износа, велика вероятность того, что они откажут до следующей плановой замены ремня – и тогда не исключен обрыв или «перескакивание» зубьев.
Как правило, автопроизводители вместе с заменой ремня ГРМ рекомендуют менять и насос системы охлаждения. Отложенная на потом замена помпы – это даром потраченные деньги. У некоторых современных автомобилей стоимость работы по замене детали может быть в два-три раза больше стоимости самого насоса. К тому же клиенту приходится дважды посещать СТО и тратить дополнительное время. «Бош Сервис» всегда заботится о том, чтобы клиент получил комплексную услугу по обслуживанию привода ГРМ.
«Не забывайте о приводе ГРМ вашего двигателя, ведь он может доставить автовладельцу серьезные хлопоты. Но он никогда не напомнит о себе, если во время плановых ТО все делать по инструкции и с умом. Собственно, это можно сказать о любой из систем современного автомобиля» ─ подытоживает Александр Мельник.