Ралли «Шелковый путь»: взгляд из пресс-центра
Ралли «Шелковый путь» — одна из самых продолжительных гонок в мире, ежегодно за борьбой десятков экипажей следят миллионы человек. Десятки часов телевизионных сюжетов, сотни журналистов и тысячи новостных заметок и аналитических репортажей позволяют болельщикам в мельчайших деталях узнавать о ходе гонки.
Для освещения прошедшего в июле тринадцатого издания ралли были аккредитованы 493 журналиста. Как и участникам гонки, этой огромной команде предстояло стать частью грандиозного путешествия. И чтобы у зрителей была самая актуальная и интересная информация, эта команда должна работать как часы. Всю её деятельность координирует медиаслужба, и сегодня мы расскажем, каково это — быть журналистом в самом эпицентре многодневного ралли-рейда.
Ралли для медиаэкипажей
Для прессы, как и для спортивных экипажей, ралли «Шелковый путь» начинается ещё до старта гонки — в дни технических и административных проверок. Дело не только в том, что у журналистов есть уникальная возможность пообщаться с пилотами и штурманами об их ожиданиях от гонки — представители прессы тоже проходят административные проверки. Съёмочные группы и фотографы отправляются на соревнование в составе медиаэкипажей — на внедорожниках, подготовленных для езды по пескам, способных подобраться как можно ближе к трассе, чтобы собрать материал непосредственно с места событий.
Медиаэкипажи в дни гонки ведут своё ралли. Чтобы успеть на самые интересные точки съёмки, с бивуака необходимо выезжать намного раньше самих участников — иначе не будет шанса запечатлеть их проезд по маршруту. Более того, сам подъезд к трассе требует от водителя пресс-кара недюжинной сноровки, ведь видовые места для съёмок расположены в непосредственной близости от проезжающих экипажей — добираться до них приходится по пескам и бездорожью, а для этого необходим большой опыт вождения в самых сложных условиях.
Однако это далеко не все испытания, которые выпадают на долю ТВ-групп и фотографов. На точке необходимо отработать несколько часов подряд — независимо от погоды, будь то палящее солнце или шквальные дожди. К слову, защитить дорогостоящую технику от непогоды — отдельное искусство. В отличие от машин участников, камерам и объективам осадки, пыль и песок могут навредить.
Когда все участники проехали точку, пресс-экипаж продолжает погоню за гоночным караваном — до следующей позиции для съёмок, куда тоже необходимо прибыть раньше спортсменов. Чтобы это стало возможным, пресс-служба для каждого этапа гонки тщательно прорабатывает такие маршруты, чтобы у медиаэкипажей была возможность отснять участников с разных позиций и ракурсов и получить максимально разнообразный материал.
После съёмок пресса отправляется на финиш спецучастка — журналисты вместе с судьями первыми встречают спортсменов, чтобы запечатлеть эмоции и узнать подробности: какой была трасса, какие участки оказались самыми сложными в навигации, где проходили решающие битвы. Радиоведущие могут делать прямые включения, корреспонденты печатной и онлайн-прессы передают в свои издания заметки прямо отсюда, а вот съёмочным группам телеканалов и фотографам необходимо добраться до бивуака, чтобы смонтировать материал, отобрать лучшие снимки и передать их в редакции к началу вечернего выпуска новостей.
Впрочем, на бивуаке работа не заканчивается. По прибытию экипажей с дистанции у журналистов есть возможность пообщаться с участниками в более спокойной обстановке, обсудить тактику и узнать на брифинге детали следующего этапа. Это помогает спланировать маршрут следующего дня, продолжая освещение ралли, составить для болельщиков у телевизоров и мониторов наиболее полную картину гонки.
Больше, чем гонка
В общей сложности в состав медиаслужбы на ралли «Шелковый путь» входят 16 человек. В дни гонки в ведении департамента не только распределение медиаэкипажей и их координация на пути между бивуаками, но также обеспечение работы пресс-центра, который открывается в каждом новом мобильном городе соревнования ещё до прибытия первого журналиста и закрывается с уходом последнего.
Вместе с этим пресс-служба отвечает за подготовку и выход всей официальной информации о ралли — видеодневников гонки и ежедневных информационных бюллетеней, ведение электронного табло Sportity и текстовой трансляции — в ней в реальном времени отражены главные события и динамика борьбы на трассе. Позже эти материалы вкупе с интервью на финише становятся базой для подготовки обзорных публикаций СМИ.
В рамках тринадцатого издания ралли «Шелковый путь» сопровождали семь официальных фотографов — в общей сложности они сделали 126 051 снимок. Вместе с этим служба видеопроизводства отсняла материалов общей продолжительностью 334,5 часа, причём 57 из них — с борта телевизионного вертолёта. Эти материалы доступны СМИ по всему миру и позволяют зрителям увидеть гонку с самых зрелищных ракурсов.
За счёт слаженной работы медиаслужбы и аккредитованных журналистов в дни ралли «Шелковый путь» 2023 года в прессе были опубликованы 7 345 материалов. Благодаря этому миллионы зрителей по всему миру смогли прочувствовать атмосферу грандиозного приключения, во всех красках увидеть невероятные пейзажи самых красивых трасс Европы и Азии и в мельчайших подробностях узнать о ярких победах и горестных поражениях, став в конце концов такой же частью гонки, как её участники и аккредитованные журналисты.
Кроме того, с финишем ралли работа пресс-службы не заканчивается. В предгоночный и послефинишный периоды также ведётся рутинная работа — даже для того, чтобы вы прочитали эти строки на официальном сайте ралли или в почтовой рассылке к подготовке материалов приложили руку пять сотрудников пресс-службы Проекта Международное ралли «Шелковый путь».
Интерес к гонке растёт год от года, и в 2024 году болельщиков ждут ещё более захватывающие истории. Ведь ралли «Шелковый путь» — это больше, чем гонка.