Тройной юбилей компании ŠKODA
Три автомобиля марки ŠKODA — Popular, Rapid и Superb — в 2014 году празднуют 80-летний юбилей. В 1934 году, благодаря началу выпуска этого трио, было заложено начало успеха бренда ŠKODA. В 30-х годах модели Popular, Rapid и Superb задали новые стандарты в области технологий, дизайна и соотношения «цена-качество».
В рамках кампании по расширению модельного ряда компания ŠKODA представила все три модели с перерывом всего в пару месяцев между запусками. Новинки были спроектированны с использованием передовых технологий, были встречены с большим энтузиазмом. Модели были сконструированы на основе инновационной трубчатой хребтовой рамы, которая пришла на смену традиционной лестничной. Более того, на колесах была впервые установлена независимая подвеска. Позже, в 1937 году, ŠKODA представила прогрессивный двигатель типа OHV.
Выпуск ŠKODA Popular, ŠKODA
Rapid и ŠKODA Superb дал мощный
импульс развитию чешской марки. Реализовав почти 3 000 автомобилей в 1936 году,
ŠKODA впервые стала крупнейшим автопроизводител
ŠKODA Popular, представленная феврале 1934 года, стала первой моделью ŠKODA, получившей помимо цифрового обозначения собственное название – и это имя себя полностью оправдало.
Новинка завоевала невероятную популярность, став воплощением мечты об автомобиле для широкого круга потребителей – настоящим «народным автомобилем». Четырехместный Popular был доступен в версии седан, двухдверный кабриолет «Tudor» и полукабриолет. Также покупателям предлагался двухместный родстер и фургон.
Небольшой двухдверный ŠKODA 418 Popular оснащался двигателем
мощностью 18 л.с. и объемом 903 см³. Более объемный двигатель (995 см³)
мощностью 20 л.с. был представлен позже в том же году (ŠKODA 420 Popular). В
1937 году появилась модель Popular OHV, оснащенная новым 27-сильным
четырехцилиндров
ŠKODA Popular была одной из самых популярных моделей в Чехословакии. С 1934 по 1946 год марка ŠKODA поставила более 20 000 автомобилей Popular, 6 000 из них были реализованы в 50 зарубежных странах. Компактная модель продавалась не только в Европе, но и на более отдаленных рынках, включая Китай, Индию, страны Африки и Южной Америки.
Основной причиной популярности модели послужила ее надежность. Несколько успешных длительных пробегов за рулем ŠKODA Popular укрепили репутацию прочного и подвижного автомобиля. Так, в мае 1934 года небольшая группа из семи человек совершила экспедицию по маршруту Прага – Калькутта, преодолев около 11 000 километров без единой поломки. Оригинальные снимки поездки можно найти в музее марки ŠKODA в Млада-Болеславе. Еще одним испытанием на прочность стало путешествие семейной четы Элстнеров из США в Мексику в 1936 году. Под лозунгом «100 дней в маленькой машине» они проехали в общей сложности 25 000 км.
ŠKODA Popular проявила себя и в раллийных заездах. В январе 1936 года гонщики Зденек Поль (Zdenek Pohl) и Ярослав Хаусман (Jaroslav Hausman) приняли участие в легендарном Ралли Монте-Карло за рулем двухместного родстера ŠKODA Popular Sport. Их экипаж был удостоен второго места среди автомобилей своего класса и двенадцатого места в общем зачете. Вдохновленные успехом в ралли инженеры ŠKODA представили несколько спортивных моделей под названием ŠKODA Popular Sport ‘Monte Carlo’, 70 из них были выпущены в 1936 – 1938 годах в кузовах родстер и купе. Один из образцов представлен в коллекции музея ŠKODA.
«Старший брат» ŠKODA Popular - ŠKODA Rapid - открыл новую эру автомобилей среднего класса.
Дебют ŠKODA Rapid также состоялся в 1934 году. Под капотом у Rapid располагался 4-цилиндровый двигатель объемом 1 195 см³ и мощностью в 26 л.с. Автомобиль предлагался в версии двухдверный Tudor, четырехдверный седан и двухдверный полукабриолет. Наиболее распространенная версия оснащалась двигателем 1386 см³, самая мощная модификация, выпускавшаяся до 1947 года, предлагалась с двигателем объемом в 2 198 см³. ŠKODA реализовала около 7 000 автомобилей Rapid.
ŠKODA Rapid также показал себя во многих областях, в частности, в испытаниях на надежность. В 1936 году директор Чехословацкого автоклуба Братислава Прохазка (Bretislavova Prohazka) в паре с товарищем по имени Кубиас всего за 97 дней совершили кругосветное путешествие на своем Rapid. Маршрут пролегал через Россию и Персию, далее чешский дуэт пересек индийскую пустыню и, преодолев территорию Китая и Японии, вышел к океану, где путешественники пересели на корабль в США. Из Нью-Йорка они направились обратно в Европу паромом; по континенту они перемещались исключительно на Rapid.
Новый ŠKODA Rapid 1500 OHV дебютировал летом 1938 года одновременно с моделью ŠKODA Popular 1100 OHV. Новинку оснастили 4-цилиндровым двигателем объемом 1 558 см³ и мощностью 42 л.с.
Кульминацией знаменательного для марки 1934 года стал выпуск ŠKODA 640 Superb. В серию автомобиль пошел в марте 1935 года. С этого момента Superb стал ассоциироваться с элитными автомобилями из Млада-Болеслава.
К 1949 году ŠKODA произвела 600 экземпляров Superb для гражданского рынка. Бестселлером стал четырехдверный лимузин с шестью боковыми окнами. Также предлагалась версия в кузове седан и кабриолет.
ŠKODA 640 Superb, длина которого составляла 5,5 метров, поставлялся с шестицилиндровым двигателем мощностью 55 л.с. и объемом 2 492 см³, а также инновационной 4-ступенчатой коробкой передач. Комфорт пассажирам в салоне обеспечивали поперечные листовые рессоры на задней оси. Помимо этого, Superb стал первой ŠKODA, снабженной гидравлической системой торможения.
С 1938 года в двигателях Superb применялась технология верхнего
расположения клапана (OHV). Усовершенствован