Интеллектуальные транспортные системы снижали аварийность на ЦКАД
Интеллектуальные транспортные системы от «Единого оператора» и МАДИ снижают аварийность и повышают безопасность на дорогах России
Компания «Единый оператор» совместно с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) исследовали влияние интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на безопасность дорожного движения. Результаты показали, что использование ИТС на платных дорогах снижает количество дорожно-транспортных происшествий, а также предотвращает вторичные аварии. Эксперты предложили расширить использование современных ИТС и технологий искусственного интеллекта (ИИ) для повышения безопасности на дорогах общего пользования.
Влияние ИТС на аварийность: статистика и примеры
Концерн «Телематика» и ГК «Автодор», запустившие совместный проект «Единый оператор», сосредоточили усилия на разработке и применении автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), что значительно снижает аварийность на трассах. В ходе исследования были проанализированы данные аварийности на участках дороги ЦКАД, где использована АСУДД нового поколения, которая позволяет отслеживать дорожные события и оперативно предупреждать водителей.
Функциональные возможности АСУДД и её влияние на безопасность
АСУДД активно используется на участке ЦКАД от М-11 «Нева» до М-7 «Волга». За два года система зафиксировала и предупредила водителей о 182 тысячах событий, потенциально могущих привести к авариям. В 9 тысячах случаев аварийные комиссары, получив сигнал об инциденте от АСУДД, оперативно выезжали на место для помощи участникам дорожного движения, тем самым предотвращая вторичные ДТП. Благодаря технологиям интеллектуального распознавания система автоматически адаптирует скоростной режим и своевременно выводит на информационные табло данные о состоянии дорожного полотна, изменениях погодных условий и других возможных рисках.
По данным исследования, основной причиной аварий являются резкие изменения погодных условий, которые делают стандартные знаки и предписания менее эффективными. Однако ИТС с динамическими знаками переменной информации заранее оповещают водителей о сложностях на дороге, давая возможность снизить скорость или изменить маршрут, что помогает минимизировать риски ДТП.
Преимущества автоматизированной системы управления дорожным движением
АСУДД позволяет:
- Снизить аварийность в три раза на участке благодаря постоянному мониторингу и автоматическому регулированию скорости движения, что помогает водителям корректировать действия в условиях плохой видимости или других погодных рисков.
- Предотвратить ДТП с пострадавшими, так как система моментально фиксирует инциденты и передаёт данные аварийным комиссарам, которые оперативно выезжают на место для оказания помощи.
- Информировать водителей в реальном времени о дорожных условиях, снижая вероятность несчастных случаев в зонах со сложными погодными условиями и на участках с повышенной опасностью.
Оперативное оповещение и предотвращение вторичных аварий
Автоматическое распознавание инцидентов даёт аварийным комиссарам возможность оперативно получить сигнал о происшествии и принять соответствующие меры. В среднем каждые 4 минуты данные об инциденте поступают аварийным бригадам, что позволяет своевременно перекрывать полосу, а также предотвращать повторные столкновения, которые часто происходят на загруженных магистралях. Применение АСУДД на ЦКАД помогло сохранить жизни и здоровье более 10 тысяч человек, снизив уровень вторичных аварий.
Марсель Нигметзянов, генеральный директор компании «Единый оператор», отмечает, что оперативное оповещение комиссаров аварийной службы помогает максимально быстро устранять последствия ДТП, обеспечивая безопасное движение для всех участников дорожного потока.
Международный опыт и соответствие АСУДД мировым стандартам
Анализ международной практики показывает, что интеллектуальные системы управления дорожным движением, использующие ИИ и автоматизацию, применяются по всему миру. В частности, система АСУДД, разработанная и внедрённая на дорогах России, отвечает международным стандартам и имеет высокую эффективность в снижении уровня аварийности, улучшении пропускной способности и борьбе с пробками. Примером подобной системы является решение, используемое на платных дорогах в Европе, где ИТС позволяют не только информировать водителей, но и изменять скоростные ограничения в зависимости от погоды или дорожных условий.
Профессор Султан Жанказиев из МАДИ комментирует: «Система АСУДД, внедрённая на ЦКАД, продемонстрировала соответствие международным стандартам безопасности. Она помогает управлять движением и предотвращать аварийные ситуации, обеспечивая эффективное информирование водителей и адаптацию скоростных режимов под текущие условия».
Рекомендации к масштабированию: от платных дорог к дорогам общего пользования
Эксперты из МАДИ и «Единого оператора» рекомендуют расширить использование ИТС на дорогах общего пользования для создания единой безопасной сети магистралей. Внедрение интеллектуальных транспортных систем с ИИ для динамического управления скоростью, метеомониторинга и распознавания инцидентов позволит снизить аварийность и повысить безопасность для всех участников движения. Успешное применение АСУДД на платных трассах показывает, что такие решения становятся основой для создания высокотехнологичной дорожной инфраструктуры в России.
Преимущества масштабирования ИТС на дороги общего пользования включают:
- Снижение аварийности на ключевых участках дорог;
- Повышение пропускной способности дорог благодаря регулированию скоростного режима в зависимости от плотности потока;
- Снижение уровня заторов за счёт быстрого оповещения о неполадках на дороге и изменения маршрута;
- Устранение вторичных аварий за счёт оперативного реагирования аварийных служб и предотвращения повторных столкновений.
Итог: Применение ИТС с ИИ-технологиями, разработанных ГК «Автодор» и концерном «Телематика», повышает безопасность на дорогах и делает передвижение комфортным и предсказуемым для всех участников движения.